Милая девушка Александра
Никифорова! Впрочем, возможно, Вы и не юная надежда отечественной журналистики,
как мне показалось по прочтении вашей статьи в православной газете "Татьянин
день", а убелённая сединами "акула пера" из преподавательского
состава журфака МГУ - того не ведаю. А, потому, исходя из пламенного
комсомольского задора, с которым написана Ва-ша статья, название которой
мне пришлось несколько откорректировать, мне показалось уместным обратиться
к Вам именно этими словами.
Милая девушка! Проблема,
которую Вы, сами того не ожидая, подняли в своей статье гораздо серьёзнее,
чем может показаться с первого взгляда. При поверхностном прочтении
Вашей статьи бросается в глаза только игривое же-лание наслажающегося
юностью и здоровьем, скачущего по весенней травке молодого козлёнка,
боднуть малопонятную и, даже несколько пугающую, бро-шюрку, а также,
свойственное юности вообще и девушкам в частности, желание "обращать
на себя внимание. Побеждать в собеседованиях, участвовать в конкурсах".
Однако, по внимательном
размышлении, приходится побороть свойст-венное профессионалу искушение
щелкнуть по носу дилетанта, прикрывающего свою некомпетентность хлёсткостью
фраз и жонглированием латинскими сло-восочетаниями. К сожалению, в своей
статье, Вы стали выразителем заблужде-ний широко бытующих в среде Ваших
сверстников, считающих себя не чужды-ми православию. Поэтому мне показалось
необходимым прокомментировать Вашу статью. Итак:
Поскольку вы опубликовали
свою работу именно в "православной сту-денческой газете",
то хочется надееться, что эта работа является не просто "публикацией"
необходимой Вам для рекламы своих способностей перед бу-дущими заказчиками,
а выражением Вашего понимания православия, к которо-му Вы себя считаете
причастной. Следовательно, вы должны иметь представле-ние о том, что
означает слово "грех" (коли уж берётесь рецензировать брошюру
под названием "Лекарство от греха").
Из Вашей статьи нетрудно
понять, что большинство перечисленных в этой брошюре грехов, вы категорически
грехом не считаете и, иллюстрируя своё мнение, приводите наиболее возмутившие
Вас примеры.
Для начала давайте
определимся с самим понятием "грех" - что это такое в православном
понимании. Грех - это то, что убивает того, кто этот грех со-вершает.
Священное Писание говорит об этом так: "и заповедал Господь Бог
человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева
познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь
от него, смертию умрёшь". То есть, зло, которое ты впустишь в себя,
подобно болезнетворному вирусу, тебя убьёт (а добра от этого дерева
Адаму познавать было незачем т. к., будучи созданным по образу и подобию
Бога, он и так был абсолютно добр). Как мы знаем, Адам не послушался
и совершил грех - впустил в себя зло, кото-рое и стало причиной его
(а по наследству и нашей с Вами) подверженности смерти.
Итак, вот цепочка:
грех - зло - смерть. Надо обратить внимание на то, что Бог предупреждал
человека об опасности, подобно тому, как земные роди-тели предупреждают
своих детей не делать того, что в рассматривавшейся Вами брошюре обозначается
как: "Рисковала жизнью, перебегая дорогу на красный свет"
(а это, по информации ГИБДД, часто становится причиной смерти). Ис-ходя
из логических заключений - перебегать дорогу на красный свет - грех.
И, хотя вы посмеялись над этим, однако упоминание этого греха в брошюре
вы-звано тем, что смертей от этого греха - очень много.
Далее. Рассмотрим
примеры, которые вы объединили в группу "наибо-лее впечатляющих
картин жизни современной провинции". Уже одиннадцатый год, как
мне приходится иметь дело с прихожанами, большую часть которых составляют
москвичи, а остальную, примерно поровну, жители деревень и го-родов
Подмосковья. Поэтому у меня есть возможность судить о нравах как сто-личных,
так и провинциальных жителей.Так вот, могу Вам сообщить, что пере-численные
Вами в этой группе грехи, не в меньшей (если не в большей степени) относятся
к москвичам, даже - "называла бессловесную скотину именами свя-тых
угодников…" и "срывала ягоды, ветки сирени, горох, фрукты,
овощи в чу-жих садах и огородах" т.к. бессловесной скотины (от
традиционных собак и кошек до экзотических макак и крокодилов) в Москве
не меньше чем в провин-ции, а уж о нравах дачников пусть Вам расскажут
деревенские жители. Впро-чем, если вы не считаете за грех обворовать
огород, живущей на нищенскую пенсию старушки, то, как говорится, нет
и предмета разговора (однако, мне ка-жется, что Вы так не думаете).
"Напоказ носила очки в золотой оправе (или импортные, "крутой"
фир-мы)…".
Вы не верите, что
их можно носить напоказ? То есть - хвастаться? То есть согрешать тщеславием?
То есть возбуждать к себе зависть? Поверьте, ещё как можно! Немало людей
в этом искренне каются. Также как и в демонстрации сверкающих как у
Голливудских звёзд фарфоровых или металлокерамических зубных протезов
(дай Бог, чтобы у Вас это искушение возникло не скоро). А также:
Грех или не грех рвать
сирень на кладбище Вы скажете, когда увидите ободранный куст над могилой
своих родственников.
Если вас не пугает,
когда к вам пристают - то это - не грех.
Если Вы не считаете
грехом грязно ругать и бить свою кошку или козу, а также мочиться при
посторонних мужчинах … ну тогда я не знаю что, тут ска-зать.
Завидовать вообще нехорошо, также и тем, кто хорошо кушает, на это даже
есть заповедь Божья "Не пожелай…".
Интересоваться пожарами, авариями, тратить деньги на футбол, хоккей
(а также на казино, ночные клубы, уж извините, и дискотеки) а также
играть в лото, шашки, шахматы, рюхи, скалки, палочки, кубик Рубика,
разгадывать ре-бусы - занятие, не спорю, - увлекательное.
Однако. Представьте
себе пассажиров тонущего парохода, которые вме-сто спуска шлюпок и раздачи
спасжилетов занимаются всем вышеперечилен-ным "ТЕРЯЯ ДРАГОЦЕННОЕ
ВРЕМЯ" и скажите, грех они совершают или нет? Вот также и христианин,
видя захлёстывающие его волны "житейского моря воздвизаемого зря
напастей бурею" (попробуйте найти, откуда эта цитата), считает
грехом тратить драгоценное время, данное Богом для спасения души, на
"рюхи" (а времени этого гораздо меньше, чем мы предполагаем).
Продолжать? Ну ещё
немножко, раз уж начали:
Портят воду не только
в реках но и в бассейнах (некоторые, слава Богу, в этом каются).
Допускать при продаже неправильный вес, гири, электронные чипы вставляемые
в кассовые аппараты для "обнуления" выручки в конце рабочего
дня и т. п. - о греховности этого пусть скажет УБЭП.
Плюют и сморкаются
на пол в помещениях, проводят праздники в пьян-стве, торгуют водкой
и самогоном и тайно и явно, выпрашивают спиртное, ради чего закладывают
документы (свои и чужие вещи, своих и чужих детей и т. п.) и городские
и деревенские жители - тут, наверное, ясно?
"Творила (творил)
блудные грехи сама с собой и с подругой (с дру-гом)"… Возможно,
некоторые Ваши сверстники, выросшие на Б. Моисееве, Земфире, "Тату"
и прочей рекламе содомии (содомскими грехами Церковь на-зывает все половые
извращения, за которые Богом были сожжены древние го-рода Содом и Гоморра
со своими жителями "нетрадиционных ориентаций") со-чтут это
не грехом. Но - не православные, для которых разврат - "однозначно"
- грех.
Уф! Уже несколько
утомительно. Но надо ещё чуть-чуть потерпеть.
Придавать голосу нежность, стараться одеться изыскано, надевать кра-сивые
платья, модельные туфли - не есть признак здоровья, это всего лишь средства
нравиться противоположному полу (что, само по себе простительно в юном
возрасте и в матримониальном периоде, при условии соблюдения хоть некоторого
приличия), также как и "нежить плоть (заметьте - не просто мыться
- нежить) душем и ванной (некоторые бедняжки, в каких только составах
не вымачивают свои бренные тела!), подстригать волосы для моды (что
напрямую порицается для женщин в Священном Писании) пользоваться духами,
одеколо-нами, косметикой и др. средствами для "исправления"
Божьего творения в сво-ём лице.
Продолжать по пунктам?
Вряд ли стоит.
Лучше, просто, не
торопясь с ляганием не нравящегося, подумать - а по-чему в этой брошюре
именно эти действия трактуются как грехи? Соотнести это с уже приведённым
нами определением греха как такового, и представить себе: а вдруг я
не совсем права, рассуждая о том, чего толком и не потрудилась по-нять?
(впрочем это характерная "болезнь" для журналистской братии).
И, уж коли печататься в газете, именующей себя православной, так хоть
разобраться - что такое Православие.
О самой брошюре скажу:
она как скальпель - в руках хирурга - инстру-мент лечения, в руках ребёнка
- источник травматизма. Разумно используемая опытным духовником, применяющим
индивидуальный подход к каждому каю-щемуся, может принести немалую духовную
пользу (это не относится к "ба-тюшкам" у которых сводит скулы
от тоски при приближении прихожанки с листочками исписанными грехами
и, для которых лучший прихожанин тот, кто в исповеди лаконичен - "словом,
делом, помышлением", такие батюшки и сами в ужасе от "Лекарства
от греха", считают эту брошюру мракобесием). Однако, в руках "младостарца"
(есть такой новый термин, можете поинтересоваться, что он значит) эта
брошюрка опасна. Равно как и прочитанная неподготовленным человеком
- пример - Вы сами. Но уж это решать Вам самим - начать ли разби-раться
в этих духовных проблемах или считать себя "культурным" человеком
"ходя в театры и водя туда детей, ценя артистов и писателей"
и "слушая пустую музыку и слова записанные на магнитофон".
Кроме того можно "просто быть человеком" катаясь на машине,
велосипеде, катере для удовольствия (изредка вспоминая про вышеупомянутый
пароход), показывая своё остроумие, купаясь и загорая в людных местах
(в том числе и "топлесс"), нося на голове чужие волосы и т.
д.
Только, живя "не
ведая греха", главное - не впасть в то, что вы называете peccata
absurda, то есть не "пытаться покончить с собой - повеситься, отравиться,
порезать вены - чтобы привлечь к себе внимание, заставить беспокоиться
о себе". Аминь.
С искренней во Христе любовью
Многогрешный протоиерей Александр Торик.
Глубокоуважаемый Батюшка, отец Максим!
Сердечно благодарен
Вам за предоставленную мне возможность выска-заться на страницах окормляемогоВами
издания, а также за Ваше письмо, убедившее меня в том, что, к моей великой
радости, между мной и Вами нет ника-кого разномыслия относительно сути,
сокровенно совершаемого в глубинах че-ловеческой души Таинства покаяния.
Готов подписаться
под Вашими словами, что покаяние - не есть отчёт (тем более отбарабаненный
по бумажке) о дурно проделанной работе, а состоя-ние ума, ужаснувшегося
открывшейся пропасти собственной скверны, и сердца, промываемого, подобно
Авгиевым конюшням, потоком очистительного рыда-ния. Милостью Божьей
мне доводилось встречаться на исповеди с таким покая-нием, которому,
если бы зависть не была грехом, я завидовал бы от всей души.
Думается, что разница
в отношении к приснопоминаемой брошюрке "Лекарство от греха"
лежит в плоскости, можно сказать, "технологической" и продиктована
разницей как в условиях несения пастырского послушания, так и в индивидуальных
особенностях личного опыта. Вроде, как если бы азиатский дехканин и
русский крестьянин взялись бы спорить чем удобнее землю копать - кетменём
или лопатой. Да хоть палкой, лишь бы урожай радовал! Кстати, "Лекарство
от греха" не есть единственное в своём роде и тем более, лучшее
пособие для познания своих грехов, в отдельных случаях пригоднее "В
помощь кающимся" св. Игнатия Брянчанинова, "Опыт построения
исповеди" о. Иоанна Крестьянкина, или другие подобные работы. Для
пастыря все они суть инстру-менты тонкой индивидуальной работы с душами
пасомых, и кому из священни-ков какой более "по руке" - не
важно, радовал бы урожай.
Взяться за клавиатуру
меня побудило не оскорблённое чувство ярого "лекарственнианина",
а легкость в осмеивании непонимаемого, и само непонимание А. Никифоровой
значения "мелочей" в духовной жизни.
Бесспорно, именно
семнадцатилетнее пребывание в служении блудной страсти, осквернившее
душу преп. Марии Египетской настолько, что Господь не пустил её в Свой
храм, стало главной "темой" покаяния кающейся грешницы в пустыне
иорданской. В то же время, сильные мучения доставляли ей воспо-минания
о грешках много более мелких, "сопутствующих" основному, -
ско-ромной пище, вине и страстных песнях, которые, словно бикфордов
шнур (сам не производящий значительных разрушений) вызывали взрыв блудной
похоти, в огне которого гибла и страдала её душа.
Вы прекрасно подметили,
отче, что на исповеди лукавят и недоговаривая и многословствуя. И, Ваш,
удивительно точный, пример покаяния - именно Ма-рии Египетской - показывает
каким озаряющим должно быть осознание собст-венного падения и напреклонным
желание исправить жизнь по заповедям Хри-ста. Собственно, именно в этом
- осознании умом, сокрушении сердца и реше-нии воли - и состоит покаяние
как процесс очищения души.
Потому и хочется донести
до милой девушки А.Н. и её сверстников мысль о том, что в духовной жизни
порой и мелочи, собираясь во множестве подобно песчинкам, вкупе весят
не меньше одного большого булыжника. Как шестнадцатидюймовое ядро, так
и мешок с песком одинаково топят будучи привязанными к шее.
"… в малом ты
был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего".
(Матф.25:21) Именно это стремление (причём искреннее, диктуемое любовью
к Богу, а не страхом расстрела) быть верным даже в малом так потребно
ннынешним молодым христианам, окружаемым бесчисленными соблазнами и
призываемым падшим миром к абсолютной свободе от каких бы то ни было
ограничений, в том числе называемых Церковью словом - грех.
Абсолютно согласен
с Вами, дорогой отец Максим, в том, что категори-чески необходимо учить
нашу юную паству различать пользование автомоби-лем как средством передвижения
из пункта А в пункт Б от средства получения эйфорического кайфа при
"катании с ветерком" утопив в полик педаль газа. Равно как
и способности отличения аккуратного красивого платья и радующей мужа
прически от того, прости меня Господи, "прикида" (включая
экстрава-гантные мальчиковые стрижки), чем сейчас подчёркивают свою
сексапильность юные создания. Также солидарен с Вашей, отче, позицией
неприятия, практи-куемого некоторыми священниками "лагерного"
стиля подконвойного ведения паствы в Небесное Царство. Считаю необходимым
разъяснять прихожанам, что Господь не сидит в засаде со снайперской
винтовкой, радостно подстреливая оступившихся грешников, и нарезая зарубки
на прикладе, но сам христанин, де-лая этот неосторжный шаг влево или
вправо с узкой тропинки ведущей в веч-ную жизнь, рискует грохнуться
так, что собирать и склеивать косточки придёт-ся всю оставшуюся, иногда
намного укороченную этим падением, жизнь (одна шестнадцатилетняя девочка,
за компанию, ОДИН ТОЛЬКО РАЗ кольнувшись героином получила СПИД и ещё
какую-то гадость - название забыл, Царствие ей Небесное. Слава Богу
успела покаяться и причаститься перед смертью. Мама её сошла с ума).
Ещё раз благодарю
Ваше высокопреподобие за милостивое разрешение сказать несколько слов
с литературного амвона Вашего обаятельнейшего жур-нала "Татьянин
день", а также выражаю Вам свою глубокую признательность за Вашу
принципиальную православную позицию в отношении наглой экспансии "латиниян"
в нашем многострадальном Отечестве.
С искренней во Христе
братской любовью
Многогрешный протоиерей
Александр Торик