Таинство Покаяния
ВОПРОС: Что такое Таинство
Покаяния?
ОТВЕТ: Таинство Покаяния
- это священнодействие, в котором священник, данною ему Силой Духа Святого,
"разрешает" (развя-зывает, освобождает церковн. славянск.)
от грехов кающегося хри-стианина.
Для того чтобы понять
смысл Покаяния, необходимо подробнее разобрать понятие - "грех".
Грех - это нарушение
Заповеди Божьей, преступление против Божьего Закона, в некотором смысле
- самоубийство.
Грех страшен в первую
очередь тем, что разрушает душу самого человека, творящего этот грех,
ибо, совершая грех, человек теряет Благодать Святого Духа, лишается
Благодатной защиты и стано-вится открыт губительным силам зла, нечистым
духам, которые не замедляют тотчас же использовать возможность совершения
раз-рушительных действий в душе грешника.
Действие греха в душе
человека можно уподобить разбитому окну в доме, через которое из дома
уходит тепло, и в дом врывают-ся холод, снег и ветер.
А поскольку тело и
душа человеческие в этой земной жизни свя-заны воедино, то раны душевные
становятся источником недугов телесных; и в результате страдают и тело,
и душа.
Также важно понимать,
что Заповеди Божьи, Его Закон даны нам как Дар Его Божественной Любви
к нам, неразумным детям Его.
Бог в Заповедях Своих
повелевает делать что-либо и не делать другого не потому, что Ему "
просто так хочется ".
Всё, что Бог заповедал
делать - полезно нам, а что запретил - вредно.
Даже обычный человек,
любящий своего ребёнка, учит его: "пей морковный сок - он полезный,
не ешь много конфет - это вредно". А ребёнку не нравится морковный
сок, и он не понимает, почему вредно есть много кофет: ведь конфеты
сладкие, а морковный сок - нет. Поэтому
он и сопротивляется слову отца, отталкивает стакан с соком и "закатывает
истерику", требуя ещё сладкого.
Также и мы, взрослые
"дети", больше стремимся к тому, что дос-тавляет нам удовольствие,
и отвергаем то, что не соответствует нашим прихотям.
И, отвергая Слово Отца
Небесного, совершаем ГРЕХ.
Бог, зная немощное
и удобопреклонное ко греху естество чело-веческое и не желая погибели
Своего творения, в числе прочих Даров Благодати, даровал нам Таинство
Покаяния, как средство очищения от грехов, освобождения от их, губительных
для чело-века, последствий.
Дав своим ученикам
- Апостолам - власть прощать или не про-щать грехи человеческие (см.
выше стр. 15.) , Христос, через Апостолов дал эту власть и апостольским
преемникам - еписко-пам и священникам Церкви Христовой.
И ныне каждый православный
епископ или священник облада-ет этой властью во всей полноте.
Всякий христианин,
сознающий свои грехи и желающий от них очиститься, может придти в храм
на исповедь и получить "разре-шение" (освобождение церковн.
славянск.) от них.
Важно понимать, что
Церковное Таинство Покаяния есть не просто возможность выговориться
и тем "облегчить свою душу", как это принято в миру, но по
сути своей это Таинство - действие Благодати, и, как и каждое действие
Духа Святого, производит в душе человека реальные благотворные изменения.
Покаяние называют ещё
"вторым крещением", так как в этом Та-инстве совершается,
подобно Крещению, очищение от грехов, и душа вновь обретает блаженное
состояние чистоты и праведности.
Приходящим к этому
спасительному Таинству, ищущим исце-ления душевных недугов, нужно знать,
что Таинство Покаяния состоит, как бы из четырёх частей или этапов.
1. Готовящийся к Таинству
Покаяния христианин должен УМОМ ОСОЗНАТЬ свои грехи, проанализировать
свою жизнь, понять, в чём и как он нарушил Заповеди Божьи, оскорбил
Боже-ственную к нам Любовь.
2. Осознавший свои
грехи, христианин должен СЕРДЦЕМ РАСКАЯТЬСЯ в них, оплакать своё недостоинство,
просить у Бога помощи, чтобы впредь не осквернять себя ими.
3. Пришедший в храм,
кающийся должен подойти на Исповедь и УСТАМИ ИСПОВЕДАТЬ (исповедовать
- открыто признавать церковн. славянск.), то есть открыть перед священником
свои грехи, прося у Бога прощения и, давая обещание, в будущем всеми
си-лами души бороться с искушениями, вводящими в грех и вечную смерть.
4. Исповедав священнику
свои грехи, получить от него РАЗРЕШЕНИЕ через чтение особой молитвы
и осенение Знамени-ем Креста.
Только при наличии
всех этих составных частей Таинство По-каяния совершается, и христианин
получает благодатное исцеле-ние души от греховного недуга.
Нужно также отметить,
что исповедь должна быть строго инди-видуальна, "лицом к лицу",
так называемая "общая исповедь", когда священник читает всем
сразу молитвы и список грехов, а потом по одному подходят за "разрешением",
неправомочна.