Глава 5. МАТЬ СЕРАФИМА
- Алексей Витальевич!
Голос матушки Серафимы
- строгий, и в то же время доброжелательный - вывел меня из задумчивости.
Оказывается я уже полтора часа просидел в резной беседочке в углу церковного
сада.
- Еле нашла Вас. Батюшка
срочно уехал в Горбуново, это в двенадцати верстах, причащать старушку
умирающую. Велел напоить Вас чаем и просить дождаться, когда он вернётся.
- Спасибо. То есть,
спаси вас Господи - так, кажется, принято говорить?
- Так, так, Алексей
Витальевич, так голубчик. Вы чайку любите с мятой, или "по господски"
с лимоном?
- А, почему "по
господски", матушка Серафима?
Разоваривая мы зашли
в церковную сторожку - чистенькую, со свежебелёными стенами и, белёной
же, разрисованной яркими цветами печкой в которой попыхивал паром до блеска
начищенный медный чайник.
- А это раньше, в "мирное
время", то есть до большевиков, так говорили: с лимоном - по господски,
с молочком - по купечески, с яблочком - по поповски, в наклад - по городскому,
а в прикуску - по крестьянски. Ну а уж по бедняцки - в приглядку!
- Надо же! Никогда такого
не слышал! Матушка… Можно мне Вас так называть?
- Можно, Лёшенька, можно.
- Матушка, а что вы
так смотрите на меня и улыбаетесь?
- Так ведь это я, Лёшенька,
радуюсь на Вас. Вы бы сами себя сейчас увидели - аж светитесь! Я ведь
Ваше лицо хорошо запомнила ещё тогда, в Москве, в обувном магазине. Да
и когда приехали Вы…, да что там! Ещё перед входом в церковь, сегодня,
когда вы на улице с батюшкой разговаривали, так у вас ещё лицо-то другое
было - ожестелое такое, с мертвечинкой.
- А сейчас, ровно дитя
на именинах сияете! Такая перемена в лице, обычно, при крещении бывает:
входит в купель один человек - выходит другой - во Христе младенец! Я
это много раз наблюдала, когда батюшке при Крещении прислуживала. Да ведь
младенец и есть! Крещение ведь - второе рождение, вся прежняя жизнь с
грехами в купели остаётся, а новая с "чистого листа" начинается.
- Матушка! А можно мне
ещё раз покреститься, чтоб уж по настоящему, вот как вы говорите, новую
жизнь начать?
- А, Вы, Лёша, уже были
крещены когда-нибудь?
- В младенчестве, был.
Бабушка тайком от родителей где-то в подмосковном храме крестила, чтоб
без паспорта, с этим тогда, гово-рят, строго было. Перед смертью незадолго,
мне тогда двенадцать лет было, бабушка мне сказала, что я крещён во имя
Алексея Божьего Человека, а кто он такой - я так и не знаю до сих пор.
- Ну, Лёшенька, это
не беда. Я Вам житие Алексея Человека Божия почитать дам, даже подарю,
очень трогательное житие. А вот креститься второй раз Вам нельзя - в Символе
нашей веры сказано - "…
верую во едино крещение во оставление грехов". Да, и не к чему оно
вам. Нам православным Господь всем даровал "второе Крещение"
- Таинство Покаяния да прощения грехов через свя-щенника на исповеди.
Вот этого-то "второго крещения" Вам Лёшенька у батюшки Флавиана
и попросить бы, когда он вернётся.
- Исповедь? Это про
грехи свои рассказывать? Ну, я не знаю, надо ли это… Чужому человеку такое
про себя говорить, стыдно как-то…
- Вот это-то и важно,
Лёшенька, дорогой, чтоб стыдно-то было! Чтоб от стыда под землю провалиться
хотелось! Чтоб душа содрога-лась от собственной грязи и мерзости, плакала
бы и прощенья у Бога просила! Именно так Таинство Покаяния и совершается
- ко-гда стыдно. Малый стыд перед одним священником испытать - а великого
стыда перед всем миром избавиться. Ведь все наши не-раскаянные грехи на
страшном Судищи перед всем миром откроются. А по грехам и суд - "коемуждо
по делом его". Ох и страшно, Суда того, Лёшенька! Оправдание либо
осуждение навечно будет! Представляете
- навечно! Да, впрочем, человеку того и предста-вить невозможно - вечность
- очень уж мы временным жить привыкли! А жизнь-то она вон - вжик и нету
- пролетела! Вот, только вчера, вроде, от украинского голода в тридцать
втором сюда, в Т-ск, мы с сестрой с Полтавщины бежали, по лесам мимо кордонов
ОГПУ пробирались, а уж тому скоро семьдесять лет минует.
- Матушка, вы простите
нескромный вопрос, а сколько ж вам лет, что вы так всё хорошо помните?
Даже поговорки эти про
чай "по господски"?
- Годков-то мне уж скоро
восемьдесят седьмой пойдёт, вторую жизнь живу, у Бога занятую. А прибаутки
те ещё от папочки покой-ного, Царствия ему Небесного, убиенному протоиерею
Доримедонту, в детстве слышала.
- Матушка! А что значит
вторая жизнь у Бога занятая?
- Это, Лёшенька, значит,
что в первой жизни я была Катерина грешница, а теперь, уже шестнадцатый
годок - ещё большая грешница монахиня Серафима. По одежде - монашка, по
грехам - окаяшка. Пятнадцать лет уже в глинке лежать должна была, да милости-вый
Господь по молитве отца покойного, руками батюшки Флавиана, дал времечка
на искупление. Я тогда уже помирать собралась - рак обоих лёгких с метастазами
везде, а я ведь сама врачом была, кардиохирургом, всё понимала, и как
помирать поэтапно буду тоже. Лежала в палате-двушке, в двухместной то-есть,
с соседкой - чтоб в одиночестве мыслями не мучиться - в своей же больнице
в Т-ске, где сорок два года проработала.
С соседкой по палате о политике всё спорила - вот ведь до чего ослепление
бывает! Смерть у кровати стоит - а я - даёшь "перестройку"!
Партия обновится, выведет из застоя! Коммунисты не подведут (и это я-то
- дочь священника расстрелянного)! А соседка та Наталья, жена кого-то
там из обкома партии, всё мне про Бога - исповедайся мол, причастись,
одни кости уж остались! А я - нет, мол, человек не должен унижаться перед
судьбой, умирать надо гордо! Господи! Неужели ж это я была?! И вот приводит
к Наталье моей муж-обкомовец попа молодого - батюшку нашего Флавиана,
особоровать соседку мою значит, а он, взглянул лишь на неё, благословил,
и ко мне поворачивается.
Смотрит пронзительно так, и говорит: "Вы ведь не жадная, правда?
Подарите мне коробочку, что у вас под матрасом с левого плеча в изголовьи,
она вам не понадобится". Я так и охолонула, у меня ведь и впрямь
коробочка там лежала, а в ней шприц и морфина смертельная доза - чтоб
не мучиться, когда боли нестерпимыми станут, а мне и тогда уже баралгин
лошадиной дозой кололи. В голове закружилось, не могу понять как он про
коробочку-то узнал? А он смотрит с улыбкой, но властно так, что я и сама
не поняла, как коробочку свою заветную достала и отда-ла ему безропотно.
Он её в портфель сунул и сказал: "я к вам завтра приду, вы с утра
не ешьте ничего и не пейте". И соборовать соседку начал, поёт тихонечко,
молитвы читает, а я как в тумане лежу, никак мыслей собрать не могу, что-то
происходит со мной, а что - не пойму. Особоровал он соседку, причастил,
попрощался и ушёл. А я так до утра глаз и не сомкнула - всё понять пыталась
- не гипнотезёр ли был тот священник? А под утро моя соседка преставилась
- тихо, не просыпаясь, вздохнула только и вытянулась, и лежит улыбаясь
чему-то.
Я до семи сестру звать не стала, намучились они - сёстры-то за ночное
дежурство, сама их несчётно продежурила. Увезли от меня Натальюшку, Царство
ей Небесное, а я есть вдруг захотела - просто мочи нет, и "Боржоми"
из холо-дильника. Так этого "Боржоми" захотела, что аж во рту
пузырёчки холодненькие почувствовала. Но лежу, терплю голод и жажду, удивляюсь
что болей привычных нету, жду того священника молодого, странного, огорошившего
меня так неожиданно, вопросы для него заковыристые приготавливаю - всё
ж в институте недаром пятёрку по атеизму имела, прости меня - Господи!
Вот прихо-дит, улыбается, напевает: "радуйся Серафиме Саровский чудотворче!"
у меня все вопросы как ветром сдуло - зарыдала я и остано-виться не могу.
Шесть часов батюшка у меня в палате просидел, всю мою душу перевернул,
исповедалась я тогда первый раз с восьмилетнего возраста, когда после
ареста родителей в детский дом попала… причастилась. А вечером, как врачи
ушли, пришёл он с матерью Таисией, просфорницей соборной, тайной схимонахиней,
Царствие ей Небесное, голубушке святой, и постриг меня "на смерть"
с именем Серафима, в день тот память Серафимушки Саровского Чудотворца
была. Чётки в руку вложил - молись - говорит - монахиня - Ангелом станешь!
Вот так я с тех пор по этим чёткам и молюсь, износились вон уж, а поменять
жалко - пер-вое благословение в монашестве. Я тогда, после пострига, три
дня не ела, молилась только и святую воду пила, а через две недели рентген
показал что лёгкие чистые, и метастазы ушли отовсюду. Через месяц после
пострига, я уже матери Таисии в просфорне помогала… А когда батюшку Флавиана
сюда, в Покровское настоятелем назначили, он меня к себе келейницей взял.
Так вот и жи-ву вторую жизнь под батюшки Серафима Саровского покровительством,
у батюшки Флавиана на послушании. Слава Богу за всё!
- Именно - Богу слава!
- внезапно прогремел весёлый голос отца Флавиана - А то я стою тут, в
сенцах, повесть о чудесах самого се-бя слушаю, ведь возгордиться могу
ещё больше, мать Серафима! Я и так гордец да тщеславник великий!
- Отче честный! Прости
грешницу окаянную за болтливый язык! - прямо со скамейки бухнулась на
колени старая монахиня - епи-тимью наложи, батюшка мой драгоценный!
- Вот тебе эпитимия,
старица велехвальная, расскажи Алексею, как ты меня в позапрошлом году
от смерти в Выползках спасла!
- Батюшка! Помилосердствуйте!
То вас Господь спас, молитвами Матушки Царицы Небесной!
- Спас-то Господь! Да
чьими руками? Ладно уж, молчи мать, чайку мне лучше налей, горяченького,
я сам расскажу.
- Батюшка!
- Ничего, смиряйся мать!
- В позапрошлую зиму,
соборовали мы с Серафимой за семь вёрст отсюда старичка одного, бывшего
раскольника - старообрядца. Перед смертью он захотел, по уговорам жены,
к Церкви Святой присоединиться, пособороваться и причаститься - на девяноста
третьем году жизни захворал впервые. Туда
мы на моём "уазике" приехали, а Выползки те - глухомань, не
деревня даже а хутор - четыре двора. Присоединил я Стефана к Православной
Церкви, пособоровал, причастил, на крыльцо вышли а я - бух и - в сугроб!
Инфаркт приключился! Хорошо - Серафима кардиолог бывший, что-то там со
мной повозилась, видит - выжить могу. Только надо меня скорей в больницу
к медикаментам там, оборудованию. А как добраться-то? Я без сознания.
Телефона в этих Выползках и не видали никогда, живых, кроме Стефана да
его старушки, на два года его младше, никого нет, а машину мать Серафима
тогда во-дить не умела (после того случая - в её-то годы - выучилась!).
- Ну и признайся, мати
всечестная, как ты - мышонок этакий, мою тушу на санях семь вёрст в мороз
протащила, а?
- Не пытайте, батюшка,
я сама не знаю, одной милостью Господней, да Пречистой Заступницы ходатайством!
Я только тянула ве-рёвку да молилась - Матерь Божья, Господи! Спасите
батюшку моего! Ради
чад его духовных, Господи, помоги, не оставь их сиро-тами! Слава Господу
- помиловал!
- Вот, Алексей, видишь!
Перефразируя классика -"есть монахини в русских приходах!…"
- Полно Вам, батюшка,
над глупой бабкой смеяться! Скажите лучше, удачно съездили? Причастилась
старушка-то?
- Да уж - съездил! Старушка-то,
знаешь кто была? Сама Варвара из Дубровки, она в Горбунове у дочки Елены
в дому лежит.
- Господи, помилуй!
- испуганно перекрестилась мать Серафима - Неужто Варвара покаялась?
- Ну уж, конечно! Жди
от бесов покаяния! Варвара эта, чтобы ты знал, Алексей, есть, пока ещё,
первая и знаменитейшая в наших краях ведьма - экстрасенс по современному.
К ней клиенты, не только что из Москвы, а бывает и из "зарубежа"
приезжают. Лечит, естественно от всего, порчу снимает, наводит, сводит,
разводит, повышает, гадает, предсказывает и т. д., словом весь положенный
набор. Только, в отличии
от большинства современных шарлатанов, результат - почти стопроцентный,
правда и последствия тоже.
- А, что значит - последствия
тоже?
- А последствия - значит,
что народная поговорка про давание бесу пальца - верна до сих пор. Ну,
вот недавний пример: Галина, продавщица из Тарбеевки - пил у неё муж.
Пил сильно, там в райцентре многие так пьют. Лечила она его и в диспансере,
и по Довженко, и ещё как-то, приезжала и ко мне сюда. Я
её спрашиваю: - ты когда причащалась-то сама в последний раз, сколько
лет назад?
- А она мне - а, причём
здесь я? Муж же пьёт, а не я, мне его излечить нужно! Вы скажите сколько
денег надо, чтобы вы его исцели-ли?
- Я ей - муж-то - твой,
и скорбь стало быть тоже твоя, тебе же Господь эту скорбь не просто так
попустил терпеть, а за твои грехи. Очистись сама от грехов, наладь с Богом
правильные отношения, тогда и мужу сможешь помочь, а деньгами-то этого
не купишь! Приготовься к исповеди, попостись хоть пару дней, да приезжай
к службе - будем тогда о твоих проблемах разговаривать.
Не захотела. Деньги
заплатить проще чем свою совесть перекапывать да жизнь исправлять. Пошла
к Варваре. Та ей водичку нашепта-ла, научила как мужа напоить. Выпил он
той водички и пьянство - как отрезало - запаха водки терпеть не может.
Галина месяц от ра-дости плясала, на каждом углу Варвару
рекламировала да попов поносила. А муж её на хорошую работу устроился,
деньги большие начал домой носить. Но уж больно сильная жадность у него
к деньгам проявилась, Галине или дочке носового платка не купит, всё прячет
и копит. А на третьем месяце "исцеления" выгнал он Галину с
дочкой из квартиры, привёл молодую, и ублажает её как короле-ву - работать
не разрешает, подарками осыпает. Эта молодая чуть не в открытую с другими
гуляет, а он того словно и не видит. Сидит теперь Галина с дочкой у матери
в её "полдоме" на окраине да судьбу проклинает. Плачет, говорят
- лучше бы пил, как раньше.
Или вон у Ирины Мальцевой:
сын от своей жены к соседке жить перешёл, этажом ниже, та с полгода терпела,
потом - к Варваре - верни мол, жить без него не хочу! Варвара что-то с
фотографией его поколдовала - вернулся. Сам! Как и не уходил. А через
две неде-ли в ванной на трубе повесился. Вот тебе и "последствия"!
Я тебе таких примеров рассказывать могу - суток не хватит. А механизм
везде один - с бесами общаться - "игра в одни ворота" - всегда
проиграешь!
- Отец Флавиан! Подожди-ка!
Так чтож, эти целители и "бабки" силой, бесовской, что-ли, лечат?
- А чьей же ещё? Господь
дар исцелений святым, и то не всем, даёт за чистоту жизни, за молитвенный
подвиг, за служение в испол-нении заповедей Его. А дьявол свою силу, опять
же, если только Бог попустит, тем даёт, кто ему - рогатому служит, свою
да чужие души губит, вон - как Варвара та же.
- И, чтоже, она так
и не раскаялась?
- Трудно, Алексей колдуну
раскаяться, почти что и не возможно, хотя бывают и исключения - священномученик
Киприан, напри-мер. Настолько общение с дьяволом душу убивает, что колдун
уже и захотеть раскаяться становится не способен - вот ведь что страшно.
Ведь, пока душа ещё живая, способна Бога почувствовать, лишь только захоти
крикнуть - Господи, прости! А Господь уже рядом и простить готов, и все
твои раны греховные Своею неизреченною любовью залечить. Но для покаяния
нужно себя грешником ощутить, преступником Закона Божьего. А это значит
и Самого Бога над собой как Владыку и Законодателя признать. Этого-то
колдуну дьявол сделать и не даёт, он же колдуну внушал всё время их общения:
- ты сам - бог! Твори волю свою, ты выше других людей, вот и силы у тебя
сверхъестественные! Тяжко, напитав душу такой отравой, себя унизить потом,
да перед величием Истинного
Бога смириться. Оттого и помирают колдуны, чаще всего, мучительно, без
покаяния. Вон и Варвара: я, как узнал к кому пришёл, подивился конечно,
но думаю - всякое в жизни бывает, вдруг - Варвара и впрямь покаялась!
- Захожу к ней в комнату,
лежит на диванчике под одеяльцем маленькая старушонка, беленькая такая
вся, личико такое благообраз-ненькое, голосочком слабеньким таким блеет:
- ба-а-атюшка, помира-аю, ножки не ходят, пло-охо мне, причасти меня ба-а-атюшка!
- Хорошо - говорю -
а от сатаны отрекаешься?
- Нет! - как рявкнет,
аж подбросило её на кровати, глаза сверкают, трясётся вся - сам, попишка,
отрекайся от Распятого своего!
- И тут же снова: -
ба-а-атюшка - голоском замирающим - пло-охо мне, причасти меня, ба-атюшка!
- А, силу-то свою, кому
передала, Елене, что-ли?
- Мужу её!- опять голос
сильный, с порыкиванием - семь дверей с крестами пройдёт, летать будет…
- Перекрестил я её,
произнёс - под знамением образа креста, Твоего, Господи, да расточатся
вся сопротивныя силы!
- Поёжилась под одеялом,
как от холода: - уйди, поп, не тебе здесь рукой махать…
- Я и ушёл. Там мне
и вправду делать нечего. Жалко, конечно, душу человеческую в огонь идущую,
но, как говориться - вольному воля, спасённому - Царство Небесное!
- Это, чтож, выходит
-так сильны эти бесы?
- Нет, Алёша, не бесы
сильны, а - человеки без Бога слабы. Апостол Павел в послании к Филипийцам
пишет: "Все могу в укреп-ляющем меня Иисусе Христе". Так и любой
христианин живущий во Христе, имеет от Него благодатную защиту и силу
противо-стоять козням и нападением бесовским. К такому рабу Божию дьявол
подобраться не может - сила Божья пламенем опаляет нечис-того. А к безбожнику
- дорога широкая - валяй, искушай! Тот и не заметит, как уже в рабстве
у какой-либо страсти бесовской ока-жется…
В дверь постучали :
" Молитвами святых отец наших… Господи, благослови!"
"Аминь!"-
прогремел Флавиан-Входите!
Дверь отворилась и в
неё, даже не вошла а просочилась, высокая худющая старушка с перепуганным
лицом.
- Ой! Батюшка! Христа
ради простите! А я не знала что вы здесь, я к мать-Серафиме на минутку.
Я уж пойду, простите, я всегда не-кстати!
- Кстати, кстати Марфа
Андревна! Как нельзя более кстати. Садись, чайку с нами выпей…
- Неловко, Батюшка,
поздно уж…
- Грешить должно быть
неловко! А чайку с "батюшкой" выпить очень даже ловко. Садись,
угощайся, тебя прямо Господь послал. Мы вот тут с гостем из Москвы про
бесов толкуем… А ты вот расскажи-ка гостю, как ты в детстве "змея"
видела, да про Анниного "мужа"…
- Про Нюрку, чтоль?
Не к ночи такие рассказы-то, батюшка, как я по темну-то домой пойду? Я
ить, ох и боюсь!
- А ты, Марфа, крестным
знамением себя осеняй почаще, да с молитовкой-то и дойдёшь, с Иисусовой,
Ангел охранит.
Хорошо, Батюшка, за
святое послушаньице расскажу…
- Это ведь, аккурат,
после войны, в сорок шестом было, зимой. Мне тогда двенадцатый годок,
как раз пошёл. Мы с сестрой, да Ма-няшкой соседкиной, той всего семь было,
у Ефимова двора, как обычно с горки на салазках катались. Вдруг - ох!
Змей по небу ог-ненный, вот как звезда падает, с искрами, бах - и прямо
к Нюрке во двор, что через два дома от горки нашей. Мы сперва спугались,
конечно, потом - любопытно ить, побежали посмотреть. Глядь за забор -
а там и нет ничего. А была та Нюрка солдатской вдовой, её мужа ещё в сорок
третьем убило, так убило, что и хоронить нечего - в танке сгорел, одни
документы потом прислали. И вот мы того змея несколько вечеров подряд
видели, как падал. А после ничего. Сказали мамке, та - бабуле. Потом они
вместе к монашкам пошли, сосланные жили у нас три, старенькие уж. Посовещались
они там, и - к Нюрке. - Расскажи, мол, Нюра, что за гости тебя по ночам
беспокоют, всё ль в порядке у тебя? А та побелела вся, дрожит, уходите
мол - дети спят, никто у меня не был, всё у меня хо-рошо, уходите!
- Бабушка моя, Царствие
ей Небесное - сильно молящая была, говорит ей: -
- Нюра, милая, ты хоть
в зеркальце-то глянь на себя, что с тобою за неделю стало-то! Высохла
вся, почернела, круги вон аж зелёные вокруг глазонек-то! Ой, не без лукавого
здесь! Берегись, Нюшенька, доченька! Ведь и жизнь и душу навеки погубит,
а твои ж дет-ки-то кому останутся? Поделись, милая, что с тобой происходит?
Та - по прежнему - у
меня всё хорошо, уходите, я сама разберусь!
Однако, видно задумалась,
ладону-то от монашек и "живые помочи" взять не отказалась.
А, через день, порану,
мы с сестрой ещё на печке только проснулись, вбегает к нам эта самая Нюрка
и, бух - бабушке в ноги - Авдотья Силантьевна! Спасительница моя! Век
за тебя молиться буду! - и в слёзы.
Мать с бабушкой её с
полу подняли, чайком отпоили, та и рассказала:
В ту ночь, когда мы
с сестрой в первый раз "огненного змея" видели, сразу после
полуночи Нюрке в окно постучали. Нюрка от этого стука чуть в обморок не
упала - стук-то был заветный, тот самый, которым убиенный муж Нюркин,
воин Николай, ещё в жениховстве её на прогулки вызывал.
А, надо сказать, любила
Нюрка своего Николая беззаветно, безумно, после "похоронки"
три дня в забытьи была, а потом полгода "бе-лугой ревела". И
то сказать, Коля её мужик был справный, видный из себя, работящий, вина
в рот не брал… И погиб он героически - в горящий танк за раненым командиром
вернулся, да так и задохнулись оба, не успели выбраться и сгорели.
Глянула Нюрка в окно,
а там - её ненаглядный отплаканный Коленька - живой стоит, палец к губам
прикладывает и на дверь показы-вает - открой, мол…
Открыла, зашёл он, бледный
весь, глаза горят, вздрагивает. Нюрка - не жива не мертва. А он ей - видишь,
мол, жив я, в плену был, бе-жал, потом по чужим погребам прятался, чтоб
в НКВД как предателя не расстреляли, вот теперь тайком сюда добрался.
В лесу, мол, неподалёку убежище соорудил, пришёл вот… Нюрка, опомнилась,
кинулась обнимать, целовать, кормить, спать с собой уложила… А, под утро
он ушёл в "убежище" своё. Наказал молчать обо всём. А то, мол,
схватит меня НКВД и расстреляет.
Нюрка потому и отнекивалась
от нас, что проговориться боялсь, как-бы Колю любимого под расстрел не
подвести.
На другую ночь опять
пришёл. Поел, попил, потом стал Нюрку уговаривать: - Давай, мол, уйдём
отсюда, всё бросим и уедем туда, где нас не знает никто. Я, мол, себе
другие документы сделаю, ну и заживём опять счастливо.
Нюрка:- А, как же дети-то,
вон малые оба в кроватёнке в углу сопят, как их-то с собой в зиму потащишь?
А, он: - оставим их
пока здесь, люди добрые присмотрят, а, как устроимся на новом месте, так
и заберём к себе, как-нибудь. Пойдём, мол прямо сейчас…
А, Нюрке-то страшно
- как детей-то бросить, дом, корову хорошую - отелилась недавно, да и
вообще… И, ещё, неуютность какая-то в присутствии мужа "воскресшего"
ощущается, как-то холодит, что-ли… Ну, не может она сразу решиться, пока.
Он под утро опять ушёл,
про молчание напомнил.
И вот так пять дней
- каждую ночь. И с каждым разом всё настойчивее уговаривает, ну, и по
мужески, утешает… Нюрка уже вроде и согласиться была готова, а, тут -
мы, с монашкиным ладоном. Что-то,
видно, и так сердце её чувствовало.
Словом, после посещения
её мамкой с бабушкой, святыньки она в изголовье детской кроватки припрятала,
да перекрестила детей на сон грядущих.
Пришёл он опять, весь
какой-то дёрганный в этот раз, нервный - бежим мол, давай, прямо сейчас
- "Чека" на хвост села, убежище в лесу нашла, до утра схватить
могут. А, она:- ты, хоть, детей-то поцелуй на прощанье, подойди, попрощайся
с кровинушками.
А, его от того угла,
где кроватка детская, аж воротит, кривится весь… Отговорился как-то, скомкано,
и ушёл, сказал - новое убежище искать. А, Нюрка по его уходе всю ночь
не ложилась -думала. Под
утро из сундука бабкин "Молитвослов", в первый раз с мужниной
смерти, достала, начала утрешние молитвы читать. А, к ночи, "живыми
помочами" обвязалась, по всем стенам угольком крестов на-ставила,
над притолокой да окнами ладоном посыпала, Богоявленской водой весь дом
окропила, и с "Молитвословом" за стол - пока-янный канун читать
села.
В полночь дверь распахнулась,
"Николай" на пороге стоит, глаза горят как угли: - Ну, что,
дура! Догадалась наконец!
Как хлопнет дверью,
аж дом задрожал, и исчез…
А, Нюрка до рассвета
с колен не вставала, всё молилась, а, как рассвело - к нам прибежала.
Вот, батюшка милый,
и всё, наверное…
- Ну, брат Алексий,
как тебе историйка?
- Прямо не верится,
отец Флавиан, неужели вот прямо так и было? Неужели бес настолько материализоваться
может, что и от чело-века не отличить? Вон, он же и ел, вроде, и пил,
и с Нюрой этой, если я правильно понял близкие отношения имел? Неужели
так бывает?
- Ох, Лёшенька, то ли
ещё бывает! Так эти твари материализуются, что и едят и пьют, и с женщинами
в близость вступают, и изби-вают. Серафиму вон, Саровскому чудотворцу,
такое бревно в келью зашвырнули, что несколько человек еле вытащили. А
скольких святых избивали - почитай "Жития"! Естественно
творят они это не по своей воле, а когда Бог промыслительно попустит.
Сами-то они и в свинью, без разрешения Господня, войти не могут.
- С огромным интересом
"Жития" почитаю, да и не только "Жития", наверное,
мне теперь про всё это знать очень хочется! Но, ты скажи мне, для чего
бес к Нюре-то этой, являлся, куда идти уговаривал?
- Как - куда? Простите,
батюшка, что встреваю - повернулась ко мне Марфа Андреевна - в преисподню
горящую, али в тартар ле-дяной! Также, как Клавку из Дегтярёва!
- Как в преисподнюю?
- Да вот так! Сватья
мне рассказывала, она с Дегтярёва сама, такое же дело у них было, тоже
в году сорок шестом, али в сорок седь-мом, да тож и зимою. Они, сватья
то есть, с детьми другими, под косогорчиком на реке, на льду крепость
строили, играли значит. Видят - а Клавка, Ерофеева кажется, тоже вдова
военная, под гору спускается в платишке домашнем, фартуке, да босиком
по снегу. Идёт, как опоённая, глаза пустые, ровно не видит никого, и мимо
детей, значит, к проруби, где бабы зимой бельё полоскали. Дети от страха
закричали - она от того крика-то и очнулась. А, уж, за шаг от поруби остановилась!
Как потом бабам-то она рассказала - тоже ить "муж" убитый объявился,
тоже и с ним уйти уговаривал. Уговорил. Чуть-чуть не довёл вот только
- по милости Божьей, дети помешали. Она так и сказала - рядом с мужем
шла!
- Вот, видишь, Алексей
- подхватил Флавиан - каковы "цели и задачи" лукавого - и душу
и тело погубить!
- А, вот скажи, отец
Флавиан, а через что же эти Клава да Нюра "подставились"? Помнишь,
ты мне говорил, что просто так бес вла-сти над человеком не получает,
человек сам подставиться должен?
- "Подставились"
они, как ты говоришь Алёша, через уныние. Страшное состояние души. В этом
состоянии, душа человека полно-стью изолирована от Бога и лишена Его благодатной
защиты. Следующим
за унынием состоянием души является - отчаяние, тоска и нестерпимое желание,
любым способом, прекратить эту муку, в которую уныние превратило жизнь
человека. Абсолютное боль-шинство самоубийств происходит именно в этом
состоянии души.
- Так вот, и Клава и
Нюра, как, к сожалению и многие солдатские вдовы, не имеющие правильного
- православного - душевного устроения, попались в сети уныния и были доведены
бесами до погибели. Кстати,
я читал материалы исследования профессора Бо-гуславского, известного специалиста
в области психиатрии, который провёл исследования более двухсот случаев,
подобных тому, что произошли с Клавой и Нюрой. Оказывается, явления "убитых
мужей" вдовам, "зациклившимся" на своём горе, были нередким
явлением в период с 1945 и, даже до 1956 года. Матералы эти были изданы
малым тиражом и под грифом ДСП (для служебного пользования). Доступны
они стали только при начавшейся "перестройке".
- Батюшка! Благословите
домой, ещё раз простите… - Марфа Андреевна встала перед отцом Флавианом
со смиренно сложенными сухими ладошками.
- Благословен грядый
во имя Господне, иди с миром, вот Алексей тебя проводит, ему рядом с тобой,
к Семёну. Ну, с Богом, Алек-сей! Отдыхай до завтра!
На пути от Марфиной
избушки до Семёнова чердака я часто крестился.
|