ГЛАВА 6. ПАСТЫРЬ ДОБРЫЙ
Спать у меня не получилось.
Едва задремав на пахучем сенном ложе, я вдруг проснулся. Сна - ни водном
глазу, зато мысли - что цветное кино! И всё яркие такие, отчётливые…
Сперва Ирка вдруг вспомнилась,
как мы сней познакомились в сквере за институтом - стоит, плачет - зачётку
потеряла с пятёрками, сама - хрупкая такая, с косой цвета свежеструганной
липы, в береточке синенькой, мягкой такой, и тушь по щекам размазывает…
Прямо будто плачь её
слышу, горький, сиротливый. Даже как-то сердце у меня вдруг заныло - как
она там - в этой больнице?
Стряхнул головой видение,
а тут новое - машина моя вскрытая с сиденьями вспоротыми, и панель приборов
оплавленная - даже дёрнулся - может закрыть сходить? Потом плюнул - ну,
коли опять ограбят - так туда и дорога, больно уж я над всем этим железным
барахлом за свою жизнь натрясся. Господи! Прости
меня крохобора! Детство вдруг вспомнилось, как у тётки в Челюскинской
по приканальному шоссе на велике гонял, "Орлёнке" с красными
шинами, шоссе закрытое, машин нету и - летишь обдуваемый летним упругим
ветерком - кем только себя не представляя (в основном Гойко Митичем из
фильмов про Чингачгука). А в лесу, рядом, белки ручные - постучишь орешками
друг об друга, позовшь "Чока-чока!"
- спустится вниз головой по сосне и с ладошки орешек возьмёт, деликатно
так… Господи! Как же я счастлив был в то время! Тут вдруг Ирка опять перед
глазами - было же и нам с ней хорошо когда-то… И любовь была - с розами
в целофане, с билетами на "Таганку" дефицитную, с мороженным
на качелях в Сокольниках, с окуджавскими песнями у костра… А уж как мы
целовались на лестнице в общежитии! Тут вдруг черти какие-то представляться
стали, мерзкие, как в фильме "Особь" голливудском. И лезут ведь,
лезут в глаза - тьфу! Я даже перекрестился. И, ведь, что интересно, исчезли!
Потом монастырь вспомнился,
Новодевичий, как я гулял по нему, когда у Ирки после второго аборта осложнения
начались. Лежала она там неподалёку в клинике, а я время приёма перепутал
и пришлось полтора часа прогулять в Новодевичьем. Вспомнил! Вот тогда
я в церковь-то и заходил в первый раз, и, до сегодняшнего дня - последний.
Точно! И икона там была, как зайдёшь - слева, кажется, Никола Угодник,
красивая такая, величественная, прямо даже благоговение какое-то я около
неё почувствовал. Помнится, даже просил я у Николы того что-то за Ирку,
может и пообещал чего - не помню… Леночка вспомнилась, из счётного отдела
- ну, чисто - "Барби" целулоидная… Господи! Чтож меня в ней
привлекало-то, ноги что-ли под полоской мини-юбки длиннющие? Пуговки эти
на груди расстёгнутые со знаком Зодиака из-за пазухи вечно вывалившимся?
А лицо-то! Я ж его толком и вспомнить не могу! Господи! Что ж это у нас,
мужиков, с глазами? Или с мозгами? Тут вдруг фреска передо мной встала,
из Флавиановой церкви, здешней. Великомученица Екатерина. Стоит с крестиком
в руке, лицо тонкое, красота в нём какая-то торжественная, а глаза смотрят
прямо на тебя, кротко так, с любовью, и грустные. Как у Ирки перед больницей,
когда она у меня денег на операцию занимала. Как она там? Позвонить завтра
Женьке что-ли? Снова гадость какая-то в духе Сальватора Дали замаячила,
люди - не люди, звери - не звери, бесы что-ли опять… Тьфу, пакость! Господи!
Это, если я в ад попаду, эта мразь меня вечно окружать будет? Да ещё и
вытворять со мной всё что захочет? Нет! Нет! Нет! Что-то мне в этот ад
сильно не хочется! Надо и вправду, что-ли, исповедаться… Прямо завтра!
То есть сегодня уже, а то - вон светает в оконце.
Тут-то я и провалился
в сон.
Сон был недолог но лёгок
и чист. Проснулся я с ясной головой и и радостной уверенностью, что знаю
- какое важное дело мне необходимо совершить сегодня.
В конце завтрака, в
ходе которого я героическим усилием смог не объестся, как вчера, до полного
осоловения (а было чем…), я спросил Нину, подававшую нам с Семёном к чаю
зарумяненные пышущие печным жаром плюшки
- Ниночка! Скажите -
а, исповедоваться страшно?
- Страшно, конечно,
Лёшенька, ужас как страшно! Как подумаешь - вот батюшка любит нас так,
молится за нас, переживает, старается души наши в чистоте к Царствию Божию
привести, а я, свинья окаянная, опять его буду грязью своей греховной
расстраивать. Стыдно! Одно только утешает, что ангелы на небесах грещнику
кающемуся радуются. Да и батюшка наш Флавиан, тоже ведь, как ангел небесный,
глядишь и порадуется моему старанию от душевной скверны отскрестись. Он
ведь, когда молитву читает "прощаю и разрешаю от всех грехов твоих…",
с такой любовью эти слова произносит, что прямо чувствуешь, что это не
он, а Сам Христос невидимо пред тобой стоит и батюшкиной рукой тебя благословляет.
Встанешь с коленочек и, словно летишь а не ходишь, радость прощения и
очищения в сердце как колоколами на Пасху звенит! Дивно, как хорошо! Так
бы и умерла от счастья!
- Господи! Ниночка,
да разве ж от счастья умирают? По моему, когда человек счастлив, ему наоборот
- жить хочется!
- Это, Алексей, правильно
- хочется жить - вмешался в разговор Семён - только вот апостол Павел
пишет: "…для меня жизнь - Христос, и смерть - приобретение".
То есть, когда сердце человека радости вкусит, оно к ещё большей радости
тянется, а уж большей радости, чем соединиться со Христом и вместе с ним
быть, для христианина нету. Страшно умирать грешнику нераскаянному, душа
чувствует тот ужас который её ожидает, и трепещет. Потому и цепляется
за жизнь земную - хоть чуть-чуть ещё, хоть минуточку! А, кто ко встрече
с Богом всю жизнь готовился, исповедью очищался, Причастием душу укреплял,
тому умереть - что в дверь выдти, трепетно, конечно, волнительно, но надежда
на любовь Божью ужас
и панику прогоняет. Раз Христос сказал: "верующий в Меня имеет жизнь
вечную" - то, так тому и быть, стало быть и бояться смерти не нужно!
Нужно только веровать во Христа Господа и изо всех сил стараться быть
таким, каким он хочет тебя видеть - любвеобильным!
- Ну, знаешь, Семён,
мне бы вот такую, как у вас с Ниной, веру - я бы счастливейшим человеком
был. Ты, вот, сейчас прямо как священник, так складно всё объяснил, и
откуда же ты всё это так хорошо знаешь-то?
- Ох, ты, Лексей и сравнил
- со священиком! Я и в коврики не гожусь у священника под ногами! То,
что знаю чуть-чуть, так это от Писаний Священных, а они всем доступны
- только бери да читай - да от батюшки Флавиана, нашего отца духовного,
спаси его Христос!
- А, что значит -отец
духовный - это так священников называют?
- Не всех, Лексей, только
своего духовника.
- Семён, объясни мне
дремучему, Бога ради, что значит духовник, отец духовный, и чем он от
других священников отличается?
- Чем? Да чем отец родной
от других людей отличается? Хороших людей много, а родной - только один.
Так и с духовником. Много есть, слава Богу, хороших батюшек, а духовник
- тот, который - родной. Который, как отец, тебя в жизнь духовную родил,
маленького из ложечки кормил, на ногах стоять учил, своею молитвою оберегал,
у которого за тебя душа как за родное чадо болит, к кому ты и днём и ночью
в беде прибежишь и его любовь встретишь, кто тебя по духовной жизни ведёт,
а, случись помирать, так и в вечность проводит, Святыми Тайнами напутствует
и над гробом "вечную память" пропоёт. Счастлив христианин, которому
Господь такого отца духовного дарует! Мы вот с Ниной, денно и нощно Господа
за батюшку Флавиана благодарим - редкой широты души и любви пастырь. А
молитвенник какой! Днём всё с нами, грешниками бестолковыми, как с детями
малыми возится, а когда мы - на подушку, он - на молитву. Я
не раз, порану на охоту или рыбалку идучи, замечал - абажурчик у него
в моленной келейке, под самое утро лишь гаснет. По молитвам ему Господь
и силы даёт, и разума духовного и любви обильно. А люди-то любовь эту
сразу чувствуют, да, как пчёлки на сладкий мёд к нему и слетаются, сердечного
тепла да ласкового утешения ведь каждой душе хочется. А у батюшки Флавиана
этого тепла - море, иной раз еле на ногах стоит, больной ведь весь, а
людям приходящим и время и силы без меры раздаёт. Вот и едут к нему в
нашу глухомань и местные и столичные, а то и ещё дальше. Намедни вон,
при мне двух поляков из латинства ихнего в православие переводил, я и
то подумал - больше что ли храмов других в России не нашлось, кроме нашей
деревеньки? А, вот Господь-то видишь, своим неисповедимым Промыслом их
почему-то к нашему батюшке привёл!
- Подожди, Семён, а
как же другие священники, они - что - хуже что ли?
- Нет, Лексей. Все священники
- святы. То есть, не лично святы, они тоже люди, и как и мы - грешные.
Но как носители Благодати Духа Святаго, которым в Таинстве священства
освящены, и которым все священнодействия совершают - святы и для нас драгоценны.
Во все времена христиане больше всего священников берегли, в гонениях
прятали, обеспечивали всем необходимым, кормили, содержали - понимали,
что без священника ни Крещенья, ни Причащенья, ни грехов прощенья. А христианин
понимает - от воды и Духа не родишься, Тела-Крови Христовых не причастишься,
от грехов не простишься - в Рай Небесный дорога заказана!
- А, если священник
- пьяница, ну к примеру, или развратник, или ещё чего, ну бывают же всякие,
наверное, как же Дух Святой через него действовать может?
- Господь в Евангелии
говорит: "Дух дышит, где хочет…", потому для действия Духа Святого
грехи священиика не препятствие, тем более, что Благодать священнику даётся
не ради него самого, а ради тех, кому он служить должен, то есть ради
народа Божьего. Об этом и святитель Иван Златоустый пишет. Тебе
большая разница, сколько мужей у медсестры было? Лишь бы укол хорошо сделала,
да лекарство не перепутала! Так и священник, за грехи свои сам ответит,
только во сто крат строже чем мирянин, лишь бы дело своё исполнял - священнодействовал.
Другое дело, что за советом уже не к каждому попу пойдёшь, тут уж нужен
духовный да опытный, да ещё человеколюбивый, вон как батюшка наш Флавиан.
А такие, к сожалению, не у каждого престола стоят, хоть и надо бы. Потому
люди, как прознают про "доброго пастыря", так и едут к нему
и идут. Не говоря уж про старцев, те вообще тысячами принимают.
- Старцы - это старые
священники?
- Не только старые,
бывают и не очень в годах, в "Святцах" вон даже отрок имевший
дар старчества поминается. Старцы не от годов а от возраста духовного,
да от Дара Божьего. Обычный священник, он ведь от своего ума да духовного
опыта паству наставляет, советы даёт. А старец не своим, но Божьим разумом
руководится, ему - что Господь о человеке шепнёт, старец то ему и передаст.
Потому и идут к старцу
- о себе волю Божью узнать. Это дар особый, у нас на всю Россию их сейчас
- одной руки сосчитать хватит, известны которые. Хотя может "под
спудом", то есть миру не явленные и ещё есть. Да и раньше, то есть
до революции большевистской, тоже не на каждом углу встречались. А уж
где Господь являл, туда вся Россия православная ехала. Что к батюшке Серафиму
Саровскому, что к Оптинским старцам или в Глинскую пустынь, к Иоанну Кронштадскому
Чудотворцу в Питер или в Москву к батюшке Алексию Мечеву. Понял, Алексей
- есть просто священнослужители, иное есть духовники, а иное - старцы.
- Вроде как - понял.
А, отец Флавиан - старец?
- Нет. Батюшка Флавиан
- "пастырь добрый" полагающий душу за ближних. Может и даст
ему, когда, благодать старчества Господь, а может и нет, то Господня воля.
Оно ведь, Бог и любого священника для спасения твоего использовать может,
может через него и чудо явить, коли оно тебе для спасения души необходимо,
дар прозорливости ему приоткрыть, коли надо. Вон ведь в Библии же описано,
как по воле Божьей и ослица Валаамова заговорила, пророка вразумляла.
- Как, ослица пророка
вразумляла?
- А, ты Алексей, вот
как Библию читать начнёшь, то не только про ослицу узнаешь, а и вообще
- весь мир для себя заново откроешь. Знаю, что говорю - сам через это
проходил. Только вот старцев да чудес специально искать не надо. Коли
нужно - Бог сам пошлёт. Вся наша жизнь, лишь открой глаза - сплошное чудо.
А охотников за чудесами бесы шибко любят охмурять.
- Да, Семён! Про жизнь-то
я уже понял, что она - чудо, и что я её совсем не понимал раньше. И про
бесов тоже. А, как ты думаещь - согласится отец Флавиан у меня духовником
стать, как у вас с Ниной?
- Это уж ты, Алексей
у него самого спроси, как я могу знать - дело-то уж очень личное.
- Прямо так и спросить?
- Так и попроси. Возьми,
мол, отче, надо мною руководство. А то, заблудиться боюсь.
- Спасибо Семён! То
есть, как правильно? Спаси вас с Ниной Бог! Так?
- Так, Лёшенька, так
- радостно кивнула Нина.
- Ну, тогда - ладно,
пойду-ка я, батюшку Флавиана поищу…
- Ангела в путь, Лёшенька!
Флавиана я нашёл под
забором.
Едва войдя в церковную
калитку, я увидел его обширное тело распростёртым на животе головой к
церковной ограде. Мне послышалось, что Флавиан невнятно разговаривает
о чём-то сам с собой. Оправившись
от первого шока, подумав - а вдруг это опять - сердечный приступ, я кинулся
к нему на помощь. Подойдя ближе я увидел, не замеченного прежде за гигантским
туловищем батюшки, мальчонку лет четырёх, так же как и Флавиан лежащего
на пузе и во что-то сосредоточенно вглядывающегося. Флавиан терпеливо
объяснял ему:
- Вот, Тиша, видишь?
- ещё один муравчик побежал с иголочкой сосновой, туда же куда и другие
- укладывать. А, вот эти стоят, усиками шевелят - они охраняют строителей.
Это - муравьи солдаты. Кто их так жить научил - одни строят, другие охраняют,
третьи на разведку ходят, ну всё почти как у людей, а?
- Боженька! - радостно
воскликнул малыш.
- Правильно! Конечно
- Боженька! Он муравьям законы установил - как жить, и они Его, Боженьку
- слушаются. Потому у них всё так складненько и получается, видишь? -
вон скоро и муравейник готов будет. Также и мы - люди, должны Боженьку
слушаться, помогать друг другу, с сестрёнкой не ссориться, от бабушки
в лесу не убегать, сушки не таскать без спросу, тогда и у нас всё в жизни
хорошо получаться будет - и мамка не заругает, и бабуля плакать не будет.
- Я не буду больше!
Я буду Боженьку слушаться!
- Молодец Тихон! Вот
это - правильно! Беги скорей к бабушке, поцелуй её, прощенья попроси,
а то она сильно за тебя переживает - а вдруг тебя в лесу волки съели?
- Я бегу! - Топот маленьких
босых пяток быстро стих за калиткой.
- Доброе утро, батюшка
Флавиан! Тебе помочь встать?
- Утро доброе, Алёш!
Сейчас, попробую сперва сам…
Он качнул свою тушу
в одну сторону, затем резким рывком в противоположную встал на четвереньки,
шумно фыркнул и слегка покряхтывая выпрямился на ногах, после чего опять
шумно фыркнул.
- Уф! Да, Лексей, как
говориться - старость не радость, а спасительная неизбежность!
- Да, ладно уж, отец
Флавиан - старость! Тебе сорок пять-то есть?
- Сорок шесть, Лёша.
Но старость, она не в годах, она в грехах! Вот они-то и старят. И свои
и чужие. Геронтологи наши российские доисследовались (я тут недавно статью
одну читал в медицинском журнале) что человеческий организм, с его способностью
к регенерации, устроен так, что если исключить некий, не присущий самому
организму "ген разрушения", то человеческий организм способен
жить вечно. Прямо, всё
по Библии - человек создан для вечной жизни! И вот этот-то "ген разрушения",
словно компьютерный вирус, разрушая заложенную Богом в человека программу
вечной жизни, становится человекоубийцей. Он же и есть - грех! Сказано
было Адаму: "от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева
познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь
от него, смертью умрешь". А, Адам не послушался и вкусил, и "вирус"
смерти вошёл в него, и стал человек смертным. Это называется первородный
грех - первый грех рождённый человеческим непослушанием Богу.
- Подожди! Так это и
есть то самое "яблочко", которое Адаму Ева дала?
- Ну, да! А, Еве змий,
то есть диавол в виде змия.
- Так, опять подожди,
а почему же дерево - деревом добра и зла называлось, если его плоды были
так смертельны?
- Познания добра и зла!
- это не одно и то же. Дело в том, что Адам, созданный по образу и подобию
Божию, был соответствено создан абсолютно и совершенно добрым. Стало быть,
добра он познать от этого дерева уже не мог, но только - зло. А, зло -
смертельно - для впустившего его в себя, об этом, собственно, Бог и предупреждал.
То есть, грубо говоря, Господь предупредил: не суй палец в розетку - убьёт!
К этому, собственно, и все последующие заповеди сводятся "не убий",
"не укради" и прочие, так как совершая любой грех против ближнего,
ты убиваешь этим самого себя.
- Вот как! А, не проще
Богу было не создавать этого дерева, тогда бы и Адам не согрешил? Да и
вообще, зачем было Богу создавать зло?
- А, Бог не создавал
зла.
- Как, не создавал?
Он же всё создал из ничего, если я правильно помню. Значит и зло Он создал?
- Нет, Лёша. Бог зла
не создавал. Зло возникло как следсвие отпадения от Бога части созданных
Им ангелов. Собственно, зла, как творения не существует.
- Ну, ничегож себе -
не существует! Вон его сколько вокруг!
- Объясняю: вот, например,
свет - помнишь физику? - материален, то есть состоит из мельчайших частиц
сотворённой Богом материи. А, тьма? Её нет. Хотя мы её видим. На самом
же деле, темнота есть лишь - отсутствие света. Открыл окно - есть свет
и нет тьмы, зашторил плотно - нет света и есть тьма. Так и добро. Оно
есть свойство Сущего, то есть Существующего Бога. Следовательно добро
тоже существует. Бог изливает Своё добро на всех, готовых его принять
и вместить в себя. А, зло есть - отсутствие добра. Ну, или - как воздух
- он состоит из определённого состава газов, то есть существует как часть
сотворённого Богом мира. Помести в сосуд с воздухом живое существо, хоть
мышку, что ли, она будет в этом сосуде жить. А, выкачай из этого сосуда
воздух, и в нём возникнет вакуум - мышка погибнет. Вакуум сам по себе
не существует, он есть лишь - отсутствие воздуха - результат насилия над
Божьим творением. Вот так и Божье добро - несёт в себе жизнь, а зло -
отсутствие добра несёт в себе смерть. Зло - искусственно, и не существует
без своих носителей. А, носителями зла являются те, кто не хочет принять
в себя Божье добро и Божью любовь.
- Бесы?
- Бесы. И люди, которые,
подобно бесам, отвергают Бога, Его любовь и добро.
- Так. Кажется, усвоил.
А, как же привычная сказка, что Адам и Ева съели яблочко, "занялись
любовью" и этим согрешили?
- Так, она сказка и
есть. Атеистическая. Атеисты - они правды не знают, то есть не хотят знать,
поэтому и вынуждены придумывать сказки. В том числе и на тему Священного
Писания. Она, и сказка-то эта, с каким то пошлым оттенком. Тогда как Адаму
с Евой чёткая была от Бога "установка": - "плодитесь и
размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над
рыбами морскими [и над зверями,] и над птицами небесными, [и над всяким
скотом, и над всею землею,] и над всяким животным, пресмыкающимся по земле".
Так, что супружество и чадородие - дело - Богом благословлённое. Давай
присядем, а то ноги разболелись, к дождю, что ли?
- Конечно, конечно.
Давай присядем. Я тут, собственно, тебя по такому вопросу искал, точнее
- по двум вопросам. Первый - можешь ли ты у меня, как это правильно назыается
- исповедь принять?
- Так и называется.
Могу конечно, хоть сейчас. А второй вопрос?
- Второй такой - можешь
ли ты быть моим духовником, как у Семёна с Ниной?
- С этим несколько сложнее.
Нет, то есть - могу, конечно, без проблем. Вопрос в том, а готов ли ты
сам под чьё-либо духовное руководство становиться? Духовничество, это
ведь серьёзная духовная работа с обеих сторон, как духовника, так и окормляемого,
своего рода - договор со взаимными обязательствами. Можно ведь просто
подойти к любому священнику с любым духовным вопросом, получить ответ,
и дальше самому решать - принимать этот ответ, как руководство к действию,
или - не принимать. И священник этот перед Богом отвечать будет лишь за
то, насколько грамотно и неравнодушно он подошёл к твоему вопросу. Иное
дело духовничество. Принимая на себя обязанности духовника какого-либо
христианина, священник берёт на себя ответственность за всё дальнейшее
развитие духовной жизни этого человека; за его ошибки и грехи, даже за
его непослушание своему духовнику. А, христианин берёт на себя обязанность
святого послушания. То есть,- получил совет и благословение - выполняй
без метаний - Господь, за молитвы отца духовного, укрепит и поможет. Как
в Евангелии - взялся за плуг - не оборачивайся назад.
- А, если духовник куда-нибудь
не туда поведёт?
- Так ты сверяй его
советы с Божьими заповедями, с учением Церкви. Увидел расхождения - можешь
без колебаний оставить такого духовного руководителя и перейти к другому.
Духовники нынче бывают разные, а начинающему разобраться в попах трудно.
Бывает, что нарываются люди по неосторожности на таких духовников, что
прямо в ад и приведут. Или в раскол какой-нибудь, вроде ИНН-ского, что,
в общем то - то же самое. Так что к вопросу духовничества нужно подходитьс
большой осторожностью и вниманием, а, главное - с молитвой и смирением.
Поэтому я никому на просьбу - стать духовником сразу же согласия не даю,
чтобы человек скоропалительно обязательствами не связался, а потом - разочарование.
Не всегда ведь духовник своё чадо "по шёрстке гладит", часто
и посмирять приходится, а это - мало кому по нраву. Ты, не обижайся, я
никого приходящего не отталкиваю, приезжай когда надо, исповедуйся, советуйся,
а уж коли почувствуешь, что - есть родство душ, вот этого попа хочу в
духовники, могу ему свою душу доверить, вот тогда скажешь - отче, приими
в святое послушание.
- Разумно! Всё понял,
без обид.
- Ну, тогда пойдём исповедаться!
|