ВОПРОС: С чего должен
христианин начинать свою церковную жизнь?
ОТВЕТ: С выполнения
четвёртой заповеди Божьей, которая гла-сит:
"Помни день субботний,
чтобы святить его; шесть дней работай и делай в них всякие дела твои,
а день седьмой - суббота (шаббат-покой еврейск.) Господу, Богу твоему...
ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и всё, что в них,
а в седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил
его". ( Ис-ход.20.8-12.)
Нельзя путать Субботу
- День Покоя с днём, который в совре-менном календаре называется субботой,
так как календарная суб-бота является шестым от понедельника днём недели.
Благословлённый же
Богом седьмой день недели - Воскресенье, названный так потому, что в
этот святой день совершилось вели-чайшее событие - Воскресение из мёртвых
Господа нашего Иисуса Христа.
Воскресный день и
является для христиан Субботой, днём По-коя, который освящён Богом и
в который христианин не должен делать никаких мирских дел.
Это относится и к
зарабатыванию денег),которые берут работу на дом на выходные или "подрабатывают
на стороне"), и к домаш-ней работе (стирка, уборка, приготовление
пищи и т.д.).
Только люди, работающие на производстве с "непрерывным циклом"
по "скользящему графику", например сталевары, военные, врачи
"скорой помощи" и др., не несут на себе греха нарушения заповеди
о Субботе.
Также не является
грехом в этот день необходимая помощь ближним, уход за больными или
престарелыми, посещение заклю-чённых в тюрьмах и прочие дела милосердия.
Все же остальные должны
так рассчитывать свои дела, чтобы управляться с ними за шесть дней.
Однако нельзя понимать
"покой Господу Богу твоему" как ниче-гонеделание, праздность
или возможность предаваться развлече-ниям.
Воскресный день христианин
должен посвящать общению с Бо-гом через посещение храма, молитву, чтение
духовной литературы, творение дел милосердия.
Особенно важно в этот
день посещение храма, участие в общей церковной молитве, присутствие
при совершении главного цер-ковного Таинства - Божественной Литургии.
Именно с этого, с
воскресного посещения храма Божия, и начи-нается церковная жизнь христианина.
Причём, если посещение
храма в воскресеный день является непременной обязанностью христианина,
то это не значит, что в остальные дни посещать храм не нужно.
Напротив, нужно стараться
использовать каждую возможность посещения храма, участия в общей церковной
молитве, научения проповедью священника, так как именно в храме христианин
обре-тает полноту церковной жизни, наилучшую возможность стяжания Благодати
Святого Духа.
Невозможно научиться
водить автомобиль, не садясь за руль, также невозможно жить церковной
жизнью, не посещая храм Бо-жий.
Нельзя также думать,
что одно только посещение храма и мо-литва в нём являются достаточными
для полноты духовной жиз-ни.
НЕОБХОДИМО УЧАСТИЕ В ТАИНСТВАХ ЦЕРКВИ.
Мы уже говорили о
том, что "не родившийся от воды и Святого Духа" и не причащающийся
Тела и Крови Христовых, не имеет возможности войти в Царствие Божие.
Поэтому, предполагая,
что начинающий свою церковную жизнь уже принял Святое Крещение, поговорим
подробней о необходи-мости Святого Причащения.
Как мы уже говорили
в разделе о Таинствах, Посредством Таин-ства Причащения христианин реально
соединяется со Христом, получает Благодать Святого Духа, которая очищает,
освящает всё естество человека, укрепляет его душевные и телесные силы,
огра-ждает его от воздействия демонических "чёрных" сил.
В наше время влияние
этих сатанинских сил умножается с ката-строфической скоростью за счёт
отступления от Бога всё большего количества людей, развращаемых пропагандой
вседозволенности, призывами к обогащению как к главной цели жизни, одурманен-ных
воздействием как на сознание, так и на подсознание оккульт-ной информации,
активно распространяемой посредством телеви-дения, печати и радио.
Всё большее количество
людей приобщается к непосредствен-ному общению с демонами, начиная заниматься
колдовством, ма-гией, оккультным целительством, гаданиями, обращаясь
к назы-ваемым Священным Писанием "человекоубийцами": колдунам,
экстрасенсам, астрологам и прочим, явным или замаскированным, слугам
сатаны.
Растёт число приверженцев
скрыто-демонических восточных религий, явно или тайно сатанинских сект
типа кришнаитов, аум-синрикёвцев, виссарнионитов, да и просто вышедшей
из подполья Церкви Сатаны.
Современная музыка,
фильмы, реклама в большинстве своём оказывают массированное разрушительное
воздействие на челове-ческие души.
Единственным препятствием
на пути распространения ок-культной эпидемии, спасительным убежищем
души является Цер-ковь Христова, вооружённая непобедимой Силой - Благодатью
Святого Духа.
Поэтому современному
христианину необходимо чаще укреп-лять свою душу Благодатью через Причащение
Святых Христовых Тайн.
По православной традиции,
перед причащением христианин обязан приготовить свою душу к соединению
с Господом, очистив её от грехов в Таинстве Покаяния.
Эти три действия:
посещение храма, участие в таинствах Покая-ния и Причащения - и являются
началом и основой церковной жизни православного христианина.
Итак, если вы решили
начать свою церковную жизнь, вам необ-ходимо:
1. Обратиться с молитвой
к Богу, прося Его даровать вам чис-тую, глубокую Веру, без которой нет
спасения души.
2. Приобрести Священное
Писание и прочитать Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа. Причём,
прочитав его первый раз полностью, вновь открыть его сначала и каждый
день читать по одной-две главы, не торопясь, внимательно, размышляя
над про-читанным, стараясь вникнуть в смысл заложенного в тексте Боже-ственного
Откровения. Хорошо и полезно при этом читать Толко-вания на новый Завет
(например, Феофилакта Болгарского).
Современному человеку
можно начинать знакомство со Свя-щенным Писанием с прочтения Детской
Библии, в которой про-стым доступным языком изложена вся история взаимоотношений
Бога и человека, кратко и ясно описаны земная жизнь Господа Ии-суса
Христа и Его учение о Царствии Божием.
Желательно также приобрести
и прочитать "Закон Божий", кни-гу, в которой объясняются основы
вероучения, Заповеди Божьи, основные молитвы, правила поведения в храме.
3. Приобрести и начинать
чтение святоотеческих книг, состав-ляющих сокровищницу духовных знаний.
Подбор святоотеческой
литературы для чтения есть дело сугубо индивидуальное, совершаемое по
благословению духовного на-ставника, но есть авторы, чьи труды, безусловно,
понятны и по-лезны всем. Это: епископ Феофан Затворник, святой праведный
Иоанн Кронштадский, священник Григорий Дьяченко.
Из современных авторов
можно рекомендовать книги иеромо-наха Серафима Роуза, архимандрита Иоанна
Крестьянкина, архи-мандрита Амвросия Юрасова. И, конечно же, бесспорно
душепо-лезное для всех чтение - Жития Святых.
4. Для того чтобы
начать обучение молитве, а молитва - это от-нюдь не простое дело, необходимо
приобрести "Православный Молитвослов" - сборник молитв, составленных
святыми отцами, людьми, всю свою жизнь посвятившими служению Богу и
на-столько очистившими свои души, что Господь сотворил их сосу-дами
Благодати, проводниками Божественного Откровения.
Можно сказать, что
Сам Дух Божий продиктовал святым отцам тексты молитв, которые Церковь
впоследствии включила в сбор-ник для всеобщего употребления.
5. Необходимо молить
Бога о даровании вам духовного руково-дителя-священника, которому вы
смогли бы доверить свою душу для духовного руководства, "окормления"
(от слова "кормчий" - человек, управляющий кораблём).
Проблема духовного
руководства - это одна из важнейших про-блем в духовной жизни христианина.