Воцерковление

Книги

Иконы


ВОПРОС: Что такое иконы и для чего они нужны?
ОТВЕТ: Для того чтобы понять, что такое икона ("икон" - образ, изображение греческ.), необходимо заглянуть в Священное Писание.
В Ветхом Завете Бог запретил создание каких-либо изображе-ний Божества потому, что Он ещё не явил Себя людям видимым Образом, в то время как существовавшие тогда языческие религии изобиловали изображениями ложных языческих богов (идолов).
Предостерегая народ Божий от впадения в идолопоклонство, Бог дал Заповеди:
"Я Господь Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим.
Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не покло-няйся им и не служи им..." (Исход 20.2-5.)
Зная, что человеку свойственно желание иметь видимый Образ Божества, Господь предостерёг в этих Заповедях людей от изобра-жения Творца в видимом образе чего-либо сотворённого Им "на небе вверху, на земле внизу, в воде ниже земли".
Хотя о изображении Самого Истинного Бога эти Заповеди ничего не говорят.
Когда пришло время и на землю пришёл Сын Божий, вопло-тившийся от Пресвятой Богородицы в человеческое тело, люди впервые смогли увидеть, а впоследствии и изобразить Бога в Его, доступном человеческому восприятию, Образе.
"Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в не-дре Отчем, Он явил" (Иоан.1.18.)
Когда апостол Филипп попросил Господа Иисуса Христа: "Гос-поди, покажи нам Отца", - Христос ответил:
"Сколько времени Я с вами и ты не знаешь Меня, Филипп? Ви-девший Меня видел Отца". (Иоан.14.8-9.)
Священное Писание в Книге Бытия говорит:
"И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его". (Бытие 1.27.)
И вот, в этом Божьем образе, некогда дарованном при сотворе-нии человеку, Бог, в лице Сына Своего, впервые явил Себя людям.
Более того, Господь наш Иисус Христос Сам благословил соз-дание Его изображений, даровав людям первые Свои образы-иконы.
Священное Предание донесло до нас историю о том, как пра-вивший во время земной жизни Господа Иисуса Христа в сирий-ском городе Эдесса царь Авгарь был тяжко болен проказой.
Услышав, что в Палестине находится великий "пророк и чудо-творец" Иисус, который учит о Царствии Божьем и исцеляет лю-бые болезни, Авгарь уверовал в Него и послал своего придворного живописца Ананию, чтобы тот передал Иисусу письмо Авгаря с просьбой об исцелении и нарисовал портрет Иисуса.
Когда живописец прибыл к Господу Иисусу Христу, то не смог рисовать Его портрет "по причине сияющего блеска лица Его".
Тогда Господь взял у художника кусок ткани и приложил к Сво-ему Божественному Лицу, отчего на ткани, силою Благодати, напечатлелся Его Божественный Образ.
Получив этот Святой Образ - первую, Самим Господом сотво-рённую икону, Авгарь с верою приложился к нему и за веру свою, по милости Божьей, получил исцеление.
Впоследствии, когда в Эдессу пришёл проповедывать Еванге-лие апостол от 70-ти святой Фаддей, сам Авгарь и все жители Эдессы приняли Крещение и стали христианами.
Авгарь написал на ткани Нерукотоворённого Образа слова "Христе Боже, всякий, уповающий на тебя, не постыдится", укра-сил Его и установил в нише над городскими воротами.
В 630 году Эдессой завладели арабы, но они не препятствовали поклонению Нерукотворённому Образу, слава о Котором распро-странилась по всему Востоку.
В 944 году император Константин Багрянородный выкупил Не-рукотоворённый Образ у тогдашнего мусульманского правителя Эдессы - эмира, и перенёс Его в столицу Православия - Константинополь.
За всю историю Своего существования, до захвата Его еретиками-крестоносцами и исчезновения вместе с кораблём во время бури в Мраморном море (1204-1261), Нерукотворённый Образ прославился неисчислимыми чудотворениями, которые и принес-ли Ему всемирную славу.
Множество копий было сделано с Него в разное время и многие из этих копий также прославлены чудесами и исцелениями.
На Руси Нерукотворённый Образ издревле является одним из самых почитаемых образов Господа Иисуса Христа.
Кроме Нерукотворённого Образа, данного Господом Авгарю, всему миру известен сохранившийся до наших дней, Образ Госпо-да Иисуса Христа, запечатлённый на хранящейся в итальянском городе Турине Святой Плащанице Христовой.
Плащаница - это отрезок ткани, в который, по иудейскому обы-чаю, завёрнуто было Тело Господа Иисуса Христа, снятое с Креста и положенное во Гроб (гробом у иудеев в то время являлась пеще-ра, закрывавшаяся снаружи камнем).
В момент Воскресения Господа Иисуса, действием Благодати Святого Духа, на ткани плащаницы напечатлелся, подобно фото-графическому негативу, Образ Тела Господа Иисуса Христа.
Во второй половине 20-го века Святую Плащаницу неоднократ-но исследовали учёные из разных стран мира, и абсолютное большинство учёных пришло к единодушному мнению, что Святая Плащаница - подлинная ткань, в которую было завёрнуто Тело Господа Иисуса Христа.
Некоторые из учёных, принимавших участие в исследовании Святой Плащаницы, бывших ранее материалистами, в результате исследований уверовали в Господа Иисуса Христа и приняли Крещение.
Так что, из вышеприведённых примеров несложно понять,что Бог, явивший Себя нам в видимом Образе - в Сыне Своём Господе Иисусе Христе и даровавший нам первые Свои образы-иконы, благословил изображать Себя в рукотворённых иконах, и, во свидетельство Своего благословения, даровал многим из этих рукотворённых икон Благодатную Силу творить чудеса и исцеления приходящим к ним с верою христианам.
Первые иконы-портреты Божьей Матери были написаны прямо с Неё апостолом и евангелистом Лукой.
По преданию, когда Пресвятая Богородица увидела Свой пер-вый написанный Образ, она сказала:
"Отныне ублажат Меня все роды. Благодать Рождшегося от Меня и Моя с этой иконой да будет ".
Всего же апостолом и евангелистом Лукой было написано око-ло 120 икон-портретов Божией Матери, некоторые из них сохра-нились до нашего времени.
Слова Божьей Матери исполнились. И не только первописан-ная Её икона, но и тысячи других икон Божьей Матери прослави-лись обильными проявлениями Благодати.
Почти в каждом храме есть чтимая (почитаемая, особо уважае-мая) чудотворная икона Пресвятой Богородицы, и если вы спросите об этом церковнослужителей этого храма, они вам её покажут.
Кроме образов Господа Иисуса Христа и Пречистой Его Мате-ри, существуют ещё иконы Праздников и Святых.
На "Праздничных" иконах изображаются все основные события из Священной Истории: Рождество Христово, Крещение, Благове-щение Пресвятой Богородицы, Воскресение Христово и прочие.
Эти иконы называли ещё "Библией для неграмотных" потому, что, глядя на эти иконы, неграмотные люди наглядно изучали Евангельскую историю и приобщались к Божественному Откровению.
На иконах Святых изображаются Архангелы, Ангел-Хранитель, святые Пророки, Апостолы, Мученики, Преподобные и Правед-ные, Христа ради Юродивые - словом, все, в земной жизни Хри-сту послужившие и ныне, на Небесах, о нас молящиеся.
В двухтысячелетней истории христианства неоднократно воз-никали и в наше время у различных сектантов бытуют иконобор-ческие ереси (ересь - ложь, искажение истинного учения), побор-ники которых называют иконопочитание идолопоклонством.
Поэтому православный христианин должен знать, что он по-клоняется не доске или холсту с красками, а изображённому на них Богу.
Иконе же христиане не поклоняются, но почитают её как свя-тыню, как видимый Образ невидимого Неба, как окно в Царствие Божие, через которое мы видим Господа, Пречистую Божью Ма-терь и Святых Его.
Нужно также знать, что для того, чтобы созданное изображение стало Святой Иконой, инструментом для общения с Жителями Небесного Царства, оно должно быть освящено православным епископом или священником через чтение особых молитв и окро-пление святой водой.
В момент освящения иконе сообщается Благодать Святого Духа, которая и делает икону святыней, Образом, через который мы по-лучаем доступ к Первообразу, изображённому на ней.
Обычно христиане, приходя в храм, ставят свечи и молятся пе-ред праздничной иконой в центре храма, перед чтимыми образами Спасителя Господа Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы, перед иконой святого, чьё имя они носят (если в храме нет отдельной иконы вашего небесного покровителя, поставьте свечу и помоли-тесь перед иконой "Всех святых").
Также ставят свечи на "канун" (канон) - небольшой четырёх-угольный стол со множеством ячеек для свечей и небольшим Рас-пятием на нём, и молятся о упокоении душ усопших близких в Царствии Божьем.
Кроме того, когда вы приобретаете свечи, вы можете подать за-писки с именами родных и близких для поминовения их священ-ником "о здравии и спасении" и "о упокоении" а также заказать молебен или панихиду (как заполнить записки, вам подскажут служители, продающие свечи).
Очень важно перед Божественной Литургией подать записки на проскомидию (проскомидия - приготовление греческ.), во время которой священник, прочитывая записки с именами живых и усопших, вынимает за них частички из просфоры, которые после совершения пресуществления хлеба и вина в Тело и Кровь Хри-стовы погружаются в чашу с Кровью Христовой с чтением молит-вы "Отмой, Господи, грехи поминавшихся здесь Кровью Твоей Честною, молитвами святых Твоих".
Совершением этого священнодействия, душам поминаемых в записках людей подаётся Благодать Святого Духа, очищающая от грехов, укрепляющая на пути добродетели живых и подающая ра-дость усопшим.


 
предыдущая|содержание|следующая
Hosted by uCoz