ВОПРОС: Что такое иконы
и для чего они нужны?
ОТВЕТ: Для того чтобы
понять, что такое икона ("икон" - образ, изображение греческ.),
необходимо заглянуть в Священное Писание.
В Ветхом Завете Бог
запретил создание каких-либо изображе-ний Божества потому, что Он ещё
не явил Себя людям видимым Образом, в то время как существовавшие тогда
языческие религии изобиловали изображениями ложных языческих богов (идолов).
Предостерегая народ
Божий от впадения в идолопоклонство, Бог дал Заповеди:
"Я Господь Бог
твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не
будет у тебя других богов пред лицом Моим.
Не делай себе кумира
и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу,
и что в воде ниже земли; не покло-няйся им и не служи им..." (Исход
20.2-5.)
Зная, что человеку
свойственно желание иметь видимый Образ Божества, Господь предостерёг
в этих Заповедях людей от изобра-жения Творца в видимом образе чего-либо
сотворённого Им "на небе вверху, на земле внизу, в воде ниже земли".
Хотя о изображении
Самого Истинного Бога эти Заповеди ничего не говорят.
Когда пришло время
и на землю пришёл Сын Божий, вопло-тившийся от Пресвятой Богородицы
в человеческое тело, люди впервые смогли увидеть, а впоследствии и изобразить
Бога в Его, доступном человеческому восприятию, Образе.
"Бога не видел
никто никогда; Единородный Сын, сущий в не-дре Отчем, Он явил"
(Иоан.1.18.)
Когда апостол Филипп
попросил Господа Иисуса Христа: "Гос-поди, покажи нам Отца",
- Христос ответил:
"Сколько времени
Я с вами и ты не знаешь Меня, Филипп? Ви-девший Меня видел Отца".
(Иоан.14.8-9.)
Священное Писание в
Книге Бытия говорит:
"И сотворил Бог
человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его". (Бытие
1.27.)
И вот, в этом Божьем
образе, некогда дарованном при сотворе-нии человеку, Бог, в лице Сына
Своего, впервые явил Себя людям.
Более того, Господь
наш Иисус Христос Сам благословил соз-дание Его изображений, даровав
людям первые Свои образы-иконы.
Священное Предание
донесло до нас историю о том, как пра-вивший во время земной жизни Господа
Иисуса Христа в сирий-ском городе Эдесса царь Авгарь был тяжко болен
проказой.
Услышав, что в Палестине
находится великий "пророк и чудо-творец" Иисус, который учит
о Царствии Божьем и исцеляет лю-бые болезни, Авгарь уверовал в Него
и послал своего придворного живописца Ананию, чтобы тот передал Иисусу
письмо Авгаря с просьбой об исцелении и нарисовал портрет Иисуса.
Когда живописец прибыл
к Господу Иисусу Христу, то не смог рисовать Его портрет "по причине
сияющего блеска лица Его".
Тогда Господь взял
у художника кусок ткани и приложил к Сво-ему Божественному Лицу, отчего
на ткани, силою Благодати, напечатлелся Его Божественный Образ.
Получив этот Святой
Образ - первую, Самим Господом сотво-рённую икону, Авгарь с верою приложился
к нему и за веру свою, по милости Божьей, получил исцеление.
Впоследствии, когда
в Эдессу пришёл проповедывать Еванге-лие апостол от 70-ти святой Фаддей,
сам Авгарь и все жители Эдессы приняли Крещение и стали христианами.
Авгарь написал на ткани
Нерукотоворённого Образа слова "Христе Боже, всякий, уповающий
на тебя, не постыдится", укра-сил Его и установил в нише над городскими
воротами.
В 630 году Эдессой
завладели арабы, но они не препятствовали поклонению Нерукотворённому
Образу, слава о Котором распро-странилась по всему Востоку.
В 944 году император
Константин Багрянородный выкупил Не-рукотоворённый Образ у тогдашнего
мусульманского правителя Эдессы - эмира, и перенёс Его в столицу Православия
- Константинополь.
За всю историю Своего
существования, до захвата Его еретиками-крестоносцами и исчезновения
вместе с кораблём во время бури в Мраморном море (1204-1261), Нерукотворённый
Образ прославился неисчислимыми чудотворениями, которые и принес-ли
Ему всемирную славу.
Множество копий было
сделано с Него в разное время и многие из этих копий также прославлены
чудесами и исцелениями.
На Руси Нерукотворённый
Образ издревле является одним из самых почитаемых образов Господа Иисуса
Христа.
Кроме Нерукотворённого
Образа, данного Господом Авгарю, всему миру известен сохранившийся до
наших дней, Образ Госпо-да Иисуса Христа, запечатлённый на хранящейся
в итальянском городе Турине Святой Плащанице Христовой.
Плащаница - это отрезок
ткани, в который, по иудейскому обы-чаю, завёрнуто было Тело Господа
Иисуса Христа, снятое с Креста и положенное во Гроб (гробом у иудеев
в то время являлась пеще-ра, закрывавшаяся снаружи камнем).
В момент Воскресения
Господа Иисуса, действием Благодати Святого Духа, на ткани плащаницы
напечатлелся, подобно фото-графическому негативу, Образ Тела Господа
Иисуса Христа.
Во второй половине
20-го века Святую Плащаницу неоднократ-но исследовали учёные из разных
стран мира, и абсолютное большинство учёных пришло к единодушному мнению,
что Святая Плащаница - подлинная ткань, в которую было завёрнуто Тело
Господа Иисуса Христа.
Некоторые из учёных, принимавших участие в исследовании Святой Плащаницы,
бывших ранее материалистами, в результате исследований уверовали в Господа
Иисуса Христа и приняли Крещение.
Так что, из вышеприведённых
примеров несложно понять,что Бог, явивший Себя нам в видимом Образе
- в Сыне Своём Господе Иисусе Христе и даровавший нам первые Свои образы-иконы,
благословил изображать Себя в рукотворённых иконах, и, во свидетельство
Своего благословения, даровал многим из этих рукотворённых икон Благодатную
Силу творить чудеса и исцеления приходящим к ним с верою христианам.
Первые иконы-портреты
Божьей Матери были написаны прямо с Неё апостолом и евангелистом Лукой.
По преданию, когда
Пресвятая Богородица увидела Свой пер-вый написанный Образ, она сказала:
"Отныне ублажат
Меня все роды. Благодать Рождшегося от Меня и Моя с этой иконой да будет
".
Всего же апостолом
и евангелистом Лукой было написано око-ло 120 икон-портретов Божией
Матери, некоторые из них сохра-нились до нашего времени.
Слова Божьей Матери
исполнились. И не только первописан-ная Её икона, но и тысячи других
икон Божьей Матери прослави-лись обильными проявлениями Благодати.
Почти в каждом храме
есть чтимая (почитаемая, особо уважае-мая) чудотворная икона
Пресвятой
Богородицы, и если вы спросите об этом церковнослужителей этого храма,
они вам её покажут.
Кроме образов Господа
Иисуса Христа и Пречистой Его Мате-ри, существуют ещё иконы Праздников
и Святых.
На "Праздничных"
иконах изображаются все основные события из Священной Истории: Рождество
Христово, Крещение, Благове-щение Пресвятой Богородицы, Воскресение
Христово и прочие.
Эти иконы называли
ещё "Библией для неграмотных" потому, что, глядя на эти иконы,
неграмотные люди наглядно изучали Евангельскую историю и приобщались
к Божественному Откровению.
На иконах Святых изображаются
Архангелы, Ангел-Хранитель, святые Пророки, Апостолы, Мученики, Преподобные
и Правед-ные, Христа ради Юродивые - словом, все, в земной жизни Хри-сту
послужившие и ныне, на Небесах, о нас молящиеся.
В двухтысячелетней
истории христианства неоднократно воз-никали и в наше время у различных
сектантов бытуют иконобор-ческие ереси (ересь - ложь, искажение истинного
учения), побор-ники которых называют иконопочитание идолопоклонством.
Поэтому православный
христианин должен знать, что он по-клоняется не доске или холсту с красками,
а изображённому на них Богу.
Иконе же христиане
не поклоняются, но почитают её как свя-тыню, как видимый Образ невидимого
Неба, как окно в Царствие Божие, через которое мы видим Господа, Пречистую
Божью Ма-терь и Святых Его.
Нужно также знать,
что для того, чтобы созданное изображение стало Святой Иконой, инструментом
для общения с Жителями Небесного Царства, оно должно быть освящено православным
епископом или священником через чтение особых молитв и окро-пление святой
водой.
В момент освящения
иконе сообщается Благодать Святого Духа, которая и делает икону святыней,
Образом, через который мы по-лучаем доступ к Первообразу, изображённому
на ней.
Обычно христиане, приходя
в храм, ставят свечи и молятся пе-ред праздничной иконой в центре храма,
перед чтимыми образами Спасителя Господа Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы,
перед иконой святого, чьё имя они носят (если в храме нет отдельной
иконы вашего небесного покровителя, поставьте свечу и помоли-тесь перед
иконой "Всех святых").
Также ставят свечи
на "канун" (канон) - небольшой четырёх-угольный стол со множеством
ячеек для свечей и небольшим Рас-пятием на нём, и молятся о упокоении
душ усопших близких в Царствии Божьем.
Кроме того, когда вы
приобретаете свечи, вы можете подать за-писки с именами родных и близких
для поминовения их священ-ником "о здравии и спасении" и "о
упокоении" а также заказать молебен или панихиду (как заполнить
записки, вам подскажут служители, продающие свечи).
Очень важно перед Божественной
Литургией подать записки на проскомидию (проскомидия - приготовление
греческ.), во время которой священник, прочитывая записки с именами
живых и усопших, вынимает за них частички из просфоры, которые после
совершения пресуществления хлеба и вина в Тело и Кровь Хри-стовы погружаются
в чашу с Кровью Христовой с чтением молит-вы "Отмой, Господи, грехи
поминавшихся здесь Кровью Твоей Честною, молитвами святых Твоих".
Совершением этого священнодействия,
душам поминаемых в записках людей подаётся Благодать Святого Духа, очищающая
от грехов, укрепляющая на пути добродетели живых и подающая ра-дость
усопшим.