Поведение в храме
ВОПРОС: Как вести
себя в храме?
ОТВЕТ: Прежде всего
- скромно. Войдя в храм, не думайте, что вы "осчастливили"
этим Бога.
Это для вас - великое
счастье, что Господь вразумил вас обра-титься к Нему и дал вам возможность
войти в Своё Святилище. Подумайте о том, какое огромное количество
людей осталось вне храма, в духовной темноте, и возблагодарите Господа
за то, что он призвал вас на путь Спасения.
Идя в храм - "Дом
Молитвы", напоминайте себе о том, что вы идёте туда для общения
с Богом, чтобы испросить у Него прощение грехов, спасение души и необходимую
для этого Благодать Святого Духа.
Заранее узнайте -
во сколько начинается в храме богослужение, и постарайтесь придти
в храм минут на пятнадцать раньше начала.
Подойдя ко входу
в храм троекратно осените себя крестным знамением с "поясным"
поклоном.
ВОПРОС: Что такое
"Крестное знамение"?
ОТВЕТ: Крестное знамение
- это малое священнодействие, в ко-тором христианин, изображая на себе
знамение (знамение-знак церковн. славянск.) Креста Господня с призыванием
Имени Божьего, привлекает на себя (или на того, кого он осеняет, например,
сво-его ребёнка) Божественную Благодать Святого Духа.
В том, что это действительно
так, можно убедиться из много-численных примеров, описанных в духовной
литературе или пе-редаваемых изустно, когда от крестного знамения исчезали
демоны или демонические наваждения, лопались сосуды с отравленным питьём,
протухала вода,"заряженная" колдунами, экстрасенсами или "бабками",
успокаивались плачущие младенцы, ослабевали или проходили недуги и мн.др.
В благодатной силе
крестного знамения вы сами неоднократно сможете убедиться по мере вхождения
в практику духовной жизни.
Благодатная сила дана
крестному знамению потому, что Хри-стос Своей смертью на Кресте, являющейся
актом величайшего Божественного Самопожертвования из любви к Своему
погибающему творению, победил Сатану с его гордыней, освободил человека
от рабства греха, освятил Крест как победоносное оружие, и даровал это
Оружие нам для борьбы с врагом рода человеческого - диаволом.
Кстати, обратите внимание
на то, что абсолютное большинство еретиков и сектантов ненавидят Крест
и, считая Его лишь орудием страдания, попирают Его.
Нам же, православным
христианом, должно знать, что крестное знамение тогда только имеет благодатную
силу, когда совершается благоговейно и правильно.
"Беспорядочному
маханию бесы радуются" - говорит нам опыт святых отцов.
Так вот, чтобы не радовать, но прогонять нечистых духов крест-ным знамением
и получать от Бога благодатное освящение, совер-шать его положено так:
три первых пальца правой руки (большой, указательный и средний) складываем
вместе концами ровно, а два последних (безымянный и мизинец) пригибаем
к ладони.
Сложенные вместе три
первых пальца выражают нашу веру в Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа
Святого, как Единосущную и нераздельную Троицу, а два пальца, пригнутые
к ладони, означа-ют, что Сын Божий, по сошествии Своём на землю, будучи
Богом, стал человеком, то есть означают две Его природы - Божественную
и человеческую.
Осеняя себя крестным
знамением, мы прикасаемся сложенными вместе тремя пальцами ко лбу -
для освящения нашего ума, к животу - для освящения наших внутренних
чувств, потом к пра-вому, затем левому плечам - для освящения наших
телесных сил.
Когда мы осеняем себя
крестным знамением, то мысленно произносим: "Во имя Отца и Сына
и Святаго Духа, аминь", выражая этим нашу веру в Святую Троицу
и наше желание жить и трудиться во славу Божию.
Слово "аминь"
- означает: истинно, да будет так.
Поклонами мы выражаем
сознание нашей греховности и недос-тоинства перед Богом, они - знак
нашего смирения, преклонения перед Ним.
Поклоны бывают поясные,
когда мы наклоняемся до пояса, и земные, когда мы становимся на колени
и касаемся головою и руками земли.
Итак, подойдя ко входу
в храм минут за пятнадцать до начала богослужения, вы трижды осеняете
себя крестным знамением, со-вершая после каждого поясной поклон, выражая
тем самым свою благодарность Богу за то, что Он сподобил вас посетить
Дом Свой, и, прося Его благословения на вхождение в Дом Молитвы, затем
входите в храм.
Войдя, остановитесь
около входа и также совершите три крестных знамения с поясным поклоном,
выражая тем самым своё поч-тение к святому месту, где пребывает Дух
Божий.
Затем оглядитесь по
сторонам, и вы увидите недалеко от входа "свечной ящик", место,
где продают свечи, иконы, принимают за-писки с именами поминаемых "о
здравии" и "о упокоении".
Подойдите туда и, в
зависмости от ваших финансовых возмож-ностей, приобретите по доступной
вам цене несколько свечей.
ВОПРОС: Что такое
церковные свечи, для чего и где их принято возжигать?
ОТВЕТ: Церковная свеча
- это, прежде всего ваша жертва Богу.
Жертва - это то, что
человек отдаёт от своего материального состояния, не получая взамен
материальный эквивалент отданному.
Например: если в магазине
вы отдаёте продавцу некоторую сумму денег и получаете взамен какой-либо
товар стоимостью в эту сумму, это не жертва. Фактически вы ничего не
отдали, а толь-ко обменяли одну форму имущества (деньги) на другую (товар).
Если вы купили свечу
и сожгли её дома, пользуясь её светом для чтения или просто для освещения,
это не жертва.
Если же вы купили свечу
в церкви и поставили её гореть перед какой-либо иконой или святыней
- это жертва.
Если вы подали милостыню
нищему, или опустили деньги в "церковную кружку" на восстановление
храма - это жертва.
Жертва - это дар, выражение
нашей любви к тому, кому мы этот дар приносим.
И только тогда наша
жертва приятна Богу, когда принсится от чистого сердца.
Неважно, какова материальная
стоимость этой жертвы.
Когда ребёнок дарит
своему отцу на день рождения сделанный своими руками рисунок или поделку,
это не менее приятно отцу, чем, если ребёнок подарит ему купленный,
на данные мамой день-ги, дорогой галстук или крем для бритья.
Некоторые пытаются
вступать с Богом в "коммерческие отно-шения", например: "Господи!
Сделай для меня это и это, и я по-ставлю тебе в церкви самую толстую
свечу!"
Богу не нужны толстые
или тонкие свечи, Богу нужны любящие сердца.
Свечи нужны нам, как
возможность выражения нашей любви к Богу, как символ нашей горячей молитвы,
устремляющейся к Нему подобно пламени свечи, как возможность доказать,
что мы способны пожертвовать материальным ради духовного.
Свеча - это как бы
проводничок нашей молитвы, усиливающий и направляющий эту молитву к
Богу, Божией Матери или кому-либо из святых, к кому вы решили обратиться
за помощью.
После того, как вы
приобрели свечи, подойдите к лежащей на аналое (тумбочке с наклонной
верхней плоскостью) посреди храма иконе "праздника" (изображающей
событие или святого, память которого празнуется в этот день), зажгите
и поставьте свечу на подсвечник, стоящий перед этой иконой, обратитесь
с молитвой к святому, изображённому на ней.
Например:"Святый
угодниче Божий Николае (или святая муче-нице Татиано, благоверне княже
Александре и т.д.)!Моли Бога о мне грешном (грешной), да простит мне
Господь вся прегрешения моя и святыми твоими молитвами сподобит достичь
Царствия Небесного".
Если вы скажете всё
то же на русском, а не на церковнославян-ском языке, святой, к которому
вы обращаетесь, услышит вас ничуть не хуже.
По мере того как вы
начнёте пользоваться Молитвословом, вы сами начнёте использовать в своих
молитвах церковнославянские слова и обороты, потому что увидите, что
церковнославянский язык, за счёт своей образности, точности в выражении
мысли, художественной яркости и красоты, гораздо более пригоден для
об-щения с Богом чем наш современный искалеченный разговорный русский
язык.
После того как вы произнесёте
свою молитву (в уме или не-громко вслух) перед иконой, дважы осените
себя крестным знаме-нием с поясным поклоном (если день не воскресный
или празд-ничный, то можно и с земным ), и "приложитесь" к
иконе, то есть поцелуйте её в знак любви и почтения к изображённому
на ней, после чего в третий раз осените себя крестным знамением и поклонитесь.
В таком же порядке
христиане долны подходить к любым свя-тыням: иконам, святым мощам и
другим, то есть: сперва зажигаете и ставите свечу, затем обращаетесь
с молитвой, затем дважды кре-ститесь и кланяетесь, затем целуете святыню,
затем в третий раз креститесь и кланяетесь, после чего отходите.
|