Воцерковление

Книги

 

Пост


ВОПРОС: Что такое Пост и зачем он нужен?
ОТВЕТ: Пост - это воздержание, добровольное самоограниче-ние в пище, развлечениях, общении с миром, пост - это жертва благодарения Богу за ту великую Искупительную Крестную Жерт-ву, которую принёс за нас Сам Сын Божий, Господь наш Иисус Христос.
Вспомните состояние души после обильной сытной пищи, когда по всему телу разливается лень и расслабление, голова тяжелеет, сознание притупляется, когда в душе зарождаются похотливые животные инстинкты - где уж тут придти в голову мыслям о Боге, о покаянии или о молитве!
Пресыщенная плоть становится полным хозяином человека и открывает двери множеству нечистых страстей.
Пост же - это сокрушительное оружие против рабства воинствующей на нас плоти, это дарованная Богом возможность освобо-ждения духовного существа человека через утеснение телесного.
О посте, как о об одном из средств спасения души, свидетельствует нам Священное Писание.
Когда за грехи жителей города Ниневии Господь осудил этот город на уничтожение, подобно Содому и Гоморре, и послал из-вестить им об этом пророка Иону, то царь Ниневии:"...встал с пре-стола своего, и снял с себя царское облачение своё, и оделся во вретище, и сел на пепле, и повелел провозгласить и сказать в Ни-невии от имени царя и вельмож его:"чтобы ни люди, ни скот... ничего не ели... и воды не пили,... и крепко вопияли к Богу, и что-бы каждый обратился от злого пути своего... может быть, ещё Бог умилосердится и отвратит от нас пылающий гнев Свой, и мы не погибнем". И увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведёт на них, и не навёл". (Иона.3.6-10.)
На этом примере можно видеть что пост, как выражение покая-ния и сокрушения о грехах, отводит от кающегося гнев Божий.
Но не только выражением покаяния и примирительной жертвой за грехи является пост.
Вот что говорит о свойствах поста преподобный Иоанн Лест-вичник:
"Пост есть насилие естества, отвержение всего, что услаждает вкус, погашение телесного разжжения, истребление лукавых по-мышлений, освобождение от скверных сновидений, чистота мо-литвы, светило души, хранение ума, истребление сердечной бес-чувственности, дверь умиления, воздыхание смиренное, радостное сокрушение, удержание многословия, причина безмолвия, страж послушания, облегчение сна, здравие тела, виновник безстрастия, разрешение грехов, врата рая и небесное наслаждение".
(Лествица. Слово 14. Ст.33.)
Обобщая вышесказанное, можно сказать, что пост - это одно из важнейших духовных средств в деле спасения души.
Причём суть поста не в том только, чтобы не есть определённых видов пищи.
Если вы не едите мясного, но просиживаете часами у телевизора - это не пост, если вы во время поста ходите по театрам, кон-цертам и прочим развлекательным заведениям - это не пост, если вы тратите время на посещение и приём гостей, активно "общаетесь" по телефону, зачитываетесь художественной литературой - это тоже не пост.
Если вы, сами, воздерживаясь от скоромной (мясомолочной) пищи и развлечений, осуждаете других за их "нерадивую" жизнь, то это тем более - не пост.
Пост - это воздержание от всего, что может вставать между ва-ми и Богом, во время поста христиане воздерживаются даже от интимной супружеской жизни, пост - это уход внутрь себя и пре-бывание там наедине с Господом, это время самоанализа, внимательного пересмотра своей жизни, период наиболее активной духовной работы по исправлению своих недостатков, искорене-нию страстей, очищению плоти и духа.
Постом христианин должен уделять больше внимания и време-ни на посещение храма, домашнюю молитву, помощь ближним и творение дел милосердия.
Некоторые из Святых Отцов называют молитву и пост двумя крылами, возносящими к Небу христианскую душу.
Церковью установлена целая система постов, которая способст-вует христианину в успешном прохождении духовных подвигов, совершенствованию души, стяжанию Божественной Благодати Святого Духа.
Посты бывают однодневные и многодневные.
Однодневными постами являются каждые Среда и Пятница в течение года, за исключением Святок (период между праздниками Рождества и Крещения), Пасхальной и "сплошных" седмиц (недель).
Кроме того, однодневными постами являются: Крещенский сочельник (Навечерие Богоявления), Усекновенике главы Иоанна Предтечи - 29 августа
(11 сентября по новому стилю) и Воздвижение Креста Господня - 14(27) сентября.
Многодневные посты: Великий Пост перед Пасхой, Петровский Пост, Успенский Пост и Рождественский.
Посты различаются по степени строгости: строгий пост - разре-шается для вкушения только растительная пища (овощи, фрукты); менее строгий пост - разрешается растительное масло, в вос-кресные и праздничные дни - рыба.
Многие начинающие ужасаются: "Как? Не есть мясного? Да от-куда же тогда будут силы работать, вообще что-то делать?"
Хочется им напомнить, что самые большие и сильные живот-ные на земле: слон, бык, буйвол являются травоядными и мяса не едят вообще.
Также и человек, в период поста, не только не теряет физиче-ской силы и работоспособности, но, за счёт очищения организма от шлаков и избытка белков, ощущает значительное облегчение во всём теле, как умственная, так и физическая активность его за-метно увеличиваются.
Ранее мы уже говорили о том, что Бог не заповедал человеку творить ничего, что было бы ему не полезно.
В наше время многие врачи отмечают положительное воздейст-вие поста на организм человека, а некоторые даже признают сис-тему православных постов за оптимальный режим питания.
Для беременных, старых или больных Устав предусматривает некоторые ослабления строгости поста.
Нужно также знать, что Устав освобождает от поста людей, на-ходящихся в пути и вынужденных питаться той пищей, которую они могут получить в дороге ( к ним также можно отнести людей, находящихся в больницах, тюрьмах или вынужденных обедать на работе и не имеющих возможности приносить с собой постную пищу).
Всем же остальным необходимо соблюдать посты в соответст-вии с Уставом и благословением духовника.

предыдущая|содержание|следующая
Hosted by uCoz