Пост
ВОПРОС: Что такое Пост
и зачем он нужен?
ОТВЕТ: Пост - это воздержание,
добровольное самоограниче-ние в пище, развлечениях, общении с миром,
пост - это жертва благодарения Богу за ту великую Искупительную Крестную
Жерт-ву, которую принёс за нас Сам Сын Божий, Господь наш Иисус Христос.
Вспомните состояние
души после обильной сытной пищи, когда по всему телу разливается лень
и расслабление, голова тяжелеет, сознание притупляется, когда в душе
зарождаются похотливые животные инстинкты - где уж тут придти в голову
мыслям о Боге, о покаянии или о молитве!
Пресыщенная плоть становится
полным хозяином человека и открывает двери множеству нечистых страстей.
Пост же - это сокрушительное
оружие против рабства воинствующей на нас плоти, это дарованная Богом
возможность освобо-ждения духовного существа человека через утеснение
телесного.
О посте, как о об одном
из средств спасения души, свидетельствует нам Священное Писание.
Когда за грехи жителей
города Ниневии Господь осудил этот город на уничтожение, подобно Содому
и Гоморре, и послал из-вестить им об этом пророка Иону, то царь Ниневии:"...встал
с пре-стола своего, и снял с себя царское облачение своё, и оделся во
вретище, и сел на пепле, и повелел провозгласить и сказать в Ни-невии
от имени царя и вельмож его:"чтобы ни люди, ни скот... ничего не
ели... и воды не пили,... и крепко вопияли к Богу, и что-бы каждый обратился
от злого пути своего... может быть, ещё Бог умилосердится и отвратит
от нас пылающий гнев Свой, и мы не погибнем". И увидел Бог дела
их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии,
о котором сказал, что наведёт на них, и не навёл". (Иона.3.6-10.)
На этом примере можно
видеть что пост, как выражение покая-ния и сокрушения о грехах, отводит
от кающегося гнев Божий.
Но не только выражением
покаяния и примирительной жертвой за грехи является пост.
Вот что говорит о свойствах
поста преподобный Иоанн Лест-вичник:
"Пост есть насилие
естества, отвержение всего, что услаждает вкус, погашение телесного
разжжения, истребление лукавых по-мышлений, освобождение от скверных
сновидений, чистота мо-литвы, светило души, хранение ума, истребление
сердечной бес-чувственности, дверь умиления, воздыхание смиренное, радостное
сокрушение, удержание многословия, причина безмолвия, страж послушания,
облегчение сна, здравие тела, виновник безстрастия, разрешение грехов,
врата рая и небесное наслаждение".
(Лествица. Слово 14. Ст.33.)
Обобщая вышесказанное,
можно сказать, что пост - это одно из важнейших духовных средств в деле
спасения души.
Причём суть поста не
в том только, чтобы не есть определённых видов пищи.
Если вы не едите мясного,
но просиживаете часами у телевизора - это не пост, если вы во время
поста ходите по театрам, кон-цертам и прочим развлекательным заведениям
- это не пост, если вы тратите время на посещение и приём гостей, активно
"общаетесь" по телефону, зачитываетесь художественной литературой
- это тоже не пост.
Если вы, сами, воздерживаясь
от скоромной (мясомолочной) пищи и развлечений, осуждаете других за
их "нерадивую" жизнь, то это тем более - не пост.
Пост - это воздержание
от всего, что может вставать между ва-ми и Богом, во время поста христиане
воздерживаются даже от интимной супружеской жизни, пост - это уход внутрь
себя и пре-бывание там наедине с Господом, это время самоанализа, внимательного
пересмотра своей жизни, период наиболее активной духовной работы по
исправлению своих недостатков, искорене-нию страстей, очищению плоти
и духа.
Постом христианин должен
уделять больше внимания и време-ни на посещение храма, домашнюю молитву,
помощь ближним и творение дел милосердия.
Некоторые из Святых
Отцов называют молитву и пост двумя крылами, возносящими к Небу христианскую
душу.
Церковью установлена
целая система постов, которая способст-вует христианину в успешном прохождении
духовных подвигов, совершенствованию души, стяжанию Божественной Благодати
Святого Духа.
Посты бывают однодневные
и многодневные.
Однодневными постами являются каждые Среда и Пятница в течение года,
за исключением Святок (период между праздниками Рождества и Крещения),
Пасхальной и "сплошных" седмиц (недель).
Кроме того, однодневными
постами являются: Крещенский сочельник (Навечерие Богоявления), Усекновенике
главы Иоанна Предтечи - 29 августа
(11 сентября по новому стилю) и Воздвижение Креста Господня - 14(27)
сентября.
Многодневные посты:
Великий Пост перед Пасхой, Петровский Пост, Успенский Пост и Рождественский.
Посты различаются по
степени строгости: строгий пост - разре-шается для вкушения только растительная
пища (овощи, фрукты); менее строгий пост - разрешается растительное
масло, в вос-кресные и праздничные дни - рыба.
Многие начинающие ужасаются:
"Как? Не есть мясного? Да от-куда же тогда будут силы работать,
вообще что-то делать?"
Хочется им напомнить,
что самые большие и сильные живот-ные на земле: слон, бык, буйвол являются
травоядными и мяса не едят вообще.
Также и человек, в
период поста, не только не теряет физиче-ской силы и работоспособности,
но, за счёт очищения организма от шлаков и избытка белков, ощущает значительное
облегчение во всём теле, как умственная, так и физическая активность
его за-метно увеличиваются.
Ранее мы уже говорили
о том, что Бог не заповедал человеку творить ничего, что было бы ему
не полезно.
В наше время многие
врачи отмечают положительное воздейст-вие поста на организм человека,
а некоторые даже признают сис-тему православных постов за оптимальный
режим питания.
Для беременных, старых
или больных Устав предусматривает некоторые ослабления строгости поста.
Нужно также знать,
что Устав освобождает от поста людей, на-ходящихся в пути и вынужденных
питаться той пищей, которую они могут получить в дороге ( к ним также
можно отнести людей, находящихся в больницах, тюрьмах или вынужденных
обедать на работе и не имеющих возможности приносить с собой постную
пищу).
Всем же остальным необходимо
соблюдать посты в соответст-вии с Уставом и благословением духовника.