Молитва в миру
Молитвенное общение
христианина с Богом можно условно разделить на несколько видов.
Это: молитва церковная
(о ней мы уже говорили ранее), молит-ва каноническая (с использованием
молитвенных текстов, введён-ных Церковью в канон - правило), молитва
"творческая", когда христианин своими словами беседует с
Богом, и "непрестанная" или "умная" молитва.
Все эти виды молитвенного
общения с Богом в равной степени важны и необходимы христианину для
полноценной духовной жизни.
Участие в общей церковной
молитве не только обогащает хри-стианина Благодатью, но и активно
способствует духовному единению всех вместе молящихся в од-но неразрывное
духовное целое - Церковь Христову, объединён-ную Божественной Любовью,
семью, во главе которой Сам Отец Небесный - Господь Бог.
Молитва каноническая,
помимо того, что она наикратчайшим путём соединяет молящуюся душу
с Богом, есть ещё и важнейшая школа, приучающая нас правильно формулировать
свои мысли и чувства, направить их в нужное русло, избежать многословия
и пустопорожних излияний.
Молитва творческая
необходима для выражения сугубо инди-видуальных переживаний и потребностей,
она рождается из лич-ной практики духовной жизни христианина и совершенствуется
по мере совершенствования его души и обретения молитвенного опыта.
Молитва непрестанная
или "умная" есть постоянное неразрыв-ное общение души с
Богом, совершаемое посредством непрестан-ного обращения ума и сердца
к Богу с краткими молитвенными призываниями, из которых наиболее действенным
является "Иисусова молитва", названная так, потому что призываемое
в ней имя Гопода Иисуса Христа уже само имеет огромную Благодатную
Силу, которая и подаётся усердно творящим эту молитву.
Вот эта молитва:"Господи,
Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного(грешную)!" (мя
- меня церковн.славянск.)
Мы уже говорили о
том, что каждый грамотный православный христианин должен иметь "Православный
молитвослов" - сборник молитв, благословлённый Церковью для всеобщего
употребления.
Молитвословы бывают
краткие (в которых даны в сокращённом варианте утреннее и вечернее молитвенные
правила и молитвы для готовящихся ко Святому Причащению) и полные (в
которых утренние и вечерние молитвы даны в полном объёме и, кроме того,
имеются каноны и акафисты, полное "Последование ко Св.Причащению"
и отдельные молитвы праздникам и святым.
В некоторые издания
"Православного молитвослова" входит также "Псалтирь"
и краткий словарь церковно-славянских слов.
Лучше всего сразу приобрести
себе наиболее полное издание молитвослова, но, в принципе, для начинающих
на первых порах достаточно и краткого.
После того как вы приобрели
молитвослов, сядьте и, не торопясь, внимательно прочитайте утренние
и вечерние (они озаглавлены "Молитвы на сон грядущим") молитвы
просто как текст, стараясь понять смысл читаемого, непонятные церковнославянские
слова посмотрите в словаре или отметьте карандашом, чтобы за-тем спросить
их значение у священника или у более опытных христиан.
Возможно, вам удастся
приобрести "Толковый молитвослов", в котором церковнославянские
тексты молитв дублируются, для лучшего их понимания, русским переводом.
Словом, перед началом
чтения канонических молитв вам необ-ходимо разобраться с их смыслом,
чтобы читаемое вами во время молитвы не было "попугайской тарабарщиной",
но было бы ос-мысленным обращением к Богу.
После того, как вы
в основном разберётесь со смыслом молит-венных текстов (а это, на самом
деле, совсем несложно: язык-то наш родной), можно приступать и непосредственно
к молитве.
Организуйте у себя
дома "Божницу", молитвенный уголок, где у вас будут стоять
иконы, лампадка или подсвечник, где у вас будет лежать молитвослов,
храниться святая вода - словом, как бы ма-ленький домашний храм Бога
Вышнего.
По древней православной
традиции, "Божница" устраивалась в "красном углу"
(красный - красивый церковн. славянск.), то есть в восточном углу комнаты.
В наше время, в связи
с особенностями планировки современ-ных квартир, ориентация строго на
восток не всегда может быть соблюдена.
Поэтому можно устроить
"Божницу" там, где вам удобно будет молиться, где иконы -
там и "красный угол".
Если есть возможность,
желательно сделать угловую полочку, на которой будут стоять иконы и
на которой будет стоять (или висеть перед ней) лампадка.
Но, так как не во всех
квартирах, с учётом уже стоящей мебели это реально, вы можете выделить
для "Божницы" отдельную полку в шкафу или серванте.
Вообще же, по православной
традиции, иконы должны стоять, а не висеть, подобно картинам.
Если же вы живёте в
сильно стеснённых жилищных условиях, или возможны конфликты с близкими,
не разделяющими ваши религиозные взгляды, вы можете приобрести "скла-день"(складывающуюся
двойную или тройную икону), который будете ставить перед собой на время
молитвы, а затем убирать.
На время молитвы обычно
христиане зажигают перед иконами лампаду (как знак нашей горячей любви
ко Господу) или купленную в церкви свечу (некоторые христиане держат
перед иконами "неугасимую", то есть днём и ночью постоянно
горящую лампаду).
Молитва - это дело
глубоко личное, потому и совершать её нужно так, чтобы, по возможности,
никто и ничто не отвлекало вас от общения с Богом.
Встаньте поутру минут
на 15-20 раньше, чем обычно, умойтесь, чтобы как следует проснуться,
затем, уединитесь перед иконами и откройте молитвослов.
В самом начале, перед
утренними молитвами, вы прочтёте: "Востав от сна, прежде всякого
другого дела, стань благоговейно, представляя себя перед Всевидящим
Богом, и, совершая крестное знамение, произнеси:
Во имя Отца, и Сына,
и Святаго Духа. Аминь.
Затем немного подожди,
пока все чувства твои не придут в тишину и мысли твои не оставят все
земное, и тогда произнеси следующие молитвы, без поспешности и со вниманием
сердечным..."
Согласно этим указаниям,
следует начинать чтение как утрен-них, так и вечерних (кроме, конечно,
"востав от сна") молитв.
Читать молитвы по молитвослову
следует негромко вслух, или "про себя", внимательно следя
за правильным ударением в словах, а главное - чтобы каждое произносимое
вами слово и выражение были осмыслены и прочувствованы вами.
Святые отцы говорят:
"Лучше пять слов умом - чем сто языком ".
Некоторые считают главным
- прочитать всё правило "от сих до сих ", пусть даже чисто
"механически".
Это неправильно. Богу
"отмечаловка" не нужна.
Только молитва, понятая
умом и прочувствованная сердцем, до-ходит до Бога и приятна Ему, и только
такая молитва приносит нам Благодать Святого Духа.
Поэтому поначалу выберите
себе из утренних и вечерних мо-литв несколько наиболее понятных и близких
вам по выражению молитвенных чувств и читайте только их.
Затем, по мере приобретения
вами молитвенного опыта и при-выкания к церковнославянскому языку, вы
будете расширять своё молитвенное правило до полного его объёма.
В случае "крайней
занятости", вместо утренних и вечерних мо-литв, преподобный Серафим
Саровский благословлял читать, так и названное по его имени, "Серафимово
правило": 3 раза "Отче наш...", 3 раза "Богородице
Дево, радуйся!...", и один раз "Ве-рую..."(все эти молитвы
находятся в составе утренних молитв).
Но надо быть честным
перед Богом и не оправдывать свою лень "крайней занятостью",
когда этой занятости в действительности нет.
Помните, что ваша молитва
- это не вынужденный оброк Богу, а живительная пища для вашей души,
и нужна она именно вам.
По мере приобретения
молитвенного опыта, когда у вас появит-ся желание увеличить ваше молитвенное
правило, вы можете, взяв на это благословене духовника (а если у вас
его ешё нет, то у любо-го священника из храма, в который вы ходите),
присоединить к утреннему или вечернему правилу (или в другое время)
чтение псалмов из "Псалтири", канонов или акафистов и обязательно
(на это не требуется особого благословения) одной или нескольких глав
из Евангелия (как читать Новый Завет, смотри стр.31).
Кроме чтения канонических
молитв, вы можете обращаться к Богу и со своей "творческой"
молитвой, то есть своими словами рассказывать Ему о ваших проблемах
и нуждах и просить необхо-димой вам помощи.
Однако, обращаясь к
Богу с "творческой молитвой, помните, что Он, ещё прежде вашего
прошения, знает все ваши беды и потреб-ности и подаёт вам всё потребное
для спасения вашей души, сооб-разно вашему настоящему духовному состоянию,
и потому не за-бывайте, в конце "творческой" молитвы добавлять:
"но не моя, а Твоя, да будет, Господи, воля ", или: "имиже
веси судьбами(т.е. теми путями, которые Ты Сам, Господи, знаешь) спаси
мя, Владыко Человеколюбче ".
Относительно непрестанной
"умной" молитвы существует большое количество святоотеческой
литературы, на основе "Иису-совой" молитвы существует целое
направление духовного подвига.
Для начинающих свою
молитвенную жизнь, можно порекомен-довать совершение непрестанной молитвы
следующим образом: везде, где бы вы ни находились: в дороге, на работе,
дома, если ваш ум не занят какой-либо необходимой трудовой деятельно-стью,
произносите "про себя" слова "Иисусовой" молитвы:
"Гос-поди, Иисусе Христе, Сыне Божий! Помилуй мя грешного(или грешную)".
Причём произносить
эту молитву нужно не механически, а внимательно и неторопливо, делая
акцент на слове "помилуй", ибо в это ёмкое слово вмещается
и "прости мои грехи", и "укрепи в добродетели",
и "защити от вского зла", и "даруй мне Твою Милость".
Если вы приучите себя
к постоянному совершению "Иисусовой" молитвы, то эта молитва
будет вам защитой от нечистых помы-слов, оградит вас от многих искушений,
стяжает вам спасительную Благодать Святого Духа.
Итак, для того, чтобы
во всей полноте иметь молитвенное об-щение с Богом, необходимо: посещая
храм, участвовать в общей церковной молитве, совершать по "Молитвослову"
утреннее и ве-чернее молитвенне правило, своими словами обращаться к
Богу в "творческой" молитве и приучать свою душу к непрестанному
об-щению с Богом посредством "умной" "Иисусовой"
молитвы.
Кроме молитвы, и в
помощь ей, христианин обязан соблюдать установленные Церковью Посты.
|