Воцерковление

Книги

Молитва в миру


Молитвенное общение христианина с Богом можно условно разделить на несколько видов.
Это: молитва церковная (о ней мы уже говорили ранее), молит-ва каноническая (с использованием молитвенных текстов, введён-ных Церковью в канон - правило), молитва "творческая", когда христианин своими словами беседует с Богом, и "непрестанная" или "умная" молитва.
Все эти виды молитвенного общения с Богом в равной степени важны и необходимы христианину для полноценной духовной жизни.
Участие в общей церковной молитве не только обогащает хри-стианина Благодатью, но и активно способствует духовному единению всех вместе молящихся в од-но неразрывное духовное целое - Церковь Христову, объединён-ную Божественной Любовью, семью, во главе которой Сам Отец Небесный - Господь Бог.
Молитва каноническая, помимо того, что она наикратчайшим путём соединяет молящуюся душу с Богом, есть ещё и важнейшая школа, приучающая нас правильно формулировать свои мысли и чувства, направить их в нужное русло, избежать многословия и пустопорожних излияний.
Молитва творческая необходима для выражения сугубо инди-видуальных переживаний и потребностей, она рождается из лич-ной практики духовной жизни христианина и совершенствуется по мере совершенствования его души и обретения молитвенного опыта.
Молитва непрестанная или "умная" есть постоянное неразрыв-ное общение души с Богом, совершаемое посредством непрестан-ного обращения ума и сердца к Богу с краткими молитвенными призываниями, из которых наиболее действенным является "Иисусова молитва", названная так, потому что призываемое в ней имя Гопода Иисуса Христа уже само имеет огромную Благодатную Силу, которая и подаётся усердно творящим эту молитву.
Вот эта молитва:"Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного(грешную)!" (мя - меня церковн.славянск.)

Мы уже говорили о том, что каждый грамотный православный христианин должен иметь "Православный молитвослов" - сборник молитв, благословлённый Церковью для всеобщего употребления.
Молитвословы бывают краткие (в которых даны в сокращённом варианте утреннее и вечернее молитвенные правила и молитвы для готовящихся ко Святому Причащению) и полные (в которых утренние и вечерние молитвы даны в полном объёме и, кроме того, имеются каноны и акафисты, полное "Последование ко Св.Причащению" и отдельные молитвы праздникам и святым.
В некоторые издания "Православного молитвослова" входит также "Псалтирь" и краткий словарь церковно-славянских слов.
Лучше всего сразу приобрести себе наиболее полное издание молитвослова, но, в принципе, для начинающих на первых порах достаточно и краткого.
После того как вы приобрели молитвослов, сядьте и, не торопясь, внимательно прочитайте утренние и вечерние (они озаглавлены "Молитвы на сон грядущим") молитвы просто как текст, стараясь понять смысл читаемого, непонятные церковнославянские слова посмотрите в словаре или отметьте карандашом, чтобы за-тем спросить их значение у священника или у более опытных христиан.
Возможно, вам удастся приобрести "Толковый молитвослов", в котором церковнославянские тексты молитв дублируются, для лучшего их понимания, русским переводом.
Словом, перед началом чтения канонических молитв вам необ-ходимо разобраться с их смыслом, чтобы читаемое вами во время молитвы не было "попугайской тарабарщиной", но было бы ос-мысленным обращением к Богу.
После того, как вы в основном разберётесь со смыслом молит-венных текстов (а это, на самом деле, совсем несложно: язык-то наш родной), можно приступать и непосредственно к молитве.
Организуйте у себя дома "Божницу", молитвенный уголок, где у вас будут стоять иконы, лампадка или подсвечник, где у вас будет лежать молитвослов, храниться святая вода - словом, как бы ма-ленький домашний храм Бога Вышнего.
По древней православной традиции, "Божница" устраивалась в "красном углу" (красный - красивый церковн. славянск.), то есть в восточном углу комнаты.
В наше время, в связи с особенностями планировки современ-ных квартир, ориентация строго на восток не всегда может быть соблюдена.
Поэтому можно устроить "Божницу" там, где вам удобно будет молиться, где иконы - там и "красный угол".
Если есть возможность, желательно сделать угловую полочку, на которой будут стоять иконы и на которой будет стоять (или висеть перед ней) лампадка.
Но, так как не во всех квартирах, с учётом уже стоящей мебели это реально, вы можете выделить для "Божницы" отдельную полку в шкафу или серванте.
Вообще же, по православной традиции, иконы должны стоять, а не висеть, подобно картинам.
Если же вы живёте в сильно стеснённых жилищных условиях, или возможны конфликты с близкими, не разделяющими ваши религиозные взгляды, вы можете приобрести "скла-день"(складывающуюся двойную или тройную икону), который будете ставить перед собой на время молитвы, а затем убирать.
На время молитвы обычно христиане зажигают перед иконами лампаду (как знак нашей горячей любви ко Господу) или купленную в церкви свечу (некоторые христиане держат перед иконами "неугасимую", то есть днём и ночью постоянно горящую лампаду).
Молитва - это дело глубоко личное, потому и совершать её нужно так, чтобы, по возможности, никто и ничто не отвлекало вас от общения с Богом.
Встаньте поутру минут на 15-20 раньше, чем обычно, умойтесь, чтобы как следует проснуться, затем, уединитесь перед иконами и откройте молитвослов.
В самом начале, перед утренними молитвами, вы прочтёте: "Востав от сна, прежде всякого другого дела, стань благоговейно, представляя себя перед Всевидящим Богом, и, совершая крестное знамение, произнеси:
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.
Затем немного подожди, пока все чувства твои не придут в тишину и мысли твои не оставят все земное, и тогда произнеси следующие молитвы, без поспешности и со вниманием сердечным..."
Согласно этим указаниям, следует начинать чтение как утрен-них, так и вечерних (кроме, конечно, "востав от сна") молитв.
Читать молитвы по молитвослову следует негромко вслух, или "про себя", внимательно следя за правильным ударением в словах, а главное - чтобы каждое произносимое вами слово и выражение были осмыслены и прочувствованы вами.
Святые отцы говорят: "Лучше пять слов умом - чем сто языком ".
Некоторые считают главным - прочитать всё правило "от сих до сих ", пусть даже чисто "механически".
Это неправильно. Богу "отмечаловка" не нужна.
Только молитва, понятая умом и прочувствованная сердцем, до-ходит до Бога и приятна Ему, и только такая молитва приносит нам Благодать Святого Духа.
Поэтому поначалу выберите себе из утренних и вечерних мо-литв несколько наиболее понятных и близких вам по выражению молитвенных чувств и читайте только их.
Затем, по мере приобретения вами молитвенного опыта и при-выкания к церковнославянскому языку, вы будете расширять своё молитвенное правило до полного его объёма.
В случае "крайней занятости", вместо утренних и вечерних мо-литв, преподобный Серафим Саровский благословлял читать, так и названное по его имени, "Серафимово правило": 3 раза "Отче наш...", 3 раза "Богородице Дево, радуйся!...", и один раз "Ве-рую..."(все эти молитвы находятся в составе утренних молитв).
Но надо быть честным перед Богом и не оправдывать свою лень "крайней занятостью", когда этой занятости в действительности нет.
Помните, что ваша молитва - это не вынужденный оброк Богу, а живительная пища для вашей души, и нужна она именно вам.
По мере приобретения молитвенного опыта, когда у вас появит-ся желание увеличить ваше молитвенное правило, вы можете, взяв на это благословене духовника (а если у вас его ешё нет, то у любо-го священника из храма, в который вы ходите), присоединить к утреннему или вечернему правилу (или в другое время) чтение псалмов из "Псалтири", канонов или акафистов и обязательно (на это не требуется особого благословения) одной или нескольких глав из Евангелия (как читать Новый Завет, смотри стр.31).
Кроме чтения канонических молитв, вы можете обращаться к Богу и со своей "творческой" молитвой, то есть своими словами рассказывать Ему о ваших проблемах и нуждах и просить необхо-димой вам помощи.
Однако, обращаясь к Богу с "творческой молитвой, помните, что Он, ещё прежде вашего прошения, знает все ваши беды и потреб-ности и подаёт вам всё потребное для спасения вашей души, сооб-разно вашему настоящему духовному состоянию, и потому не за-бывайте, в конце "творческой" молитвы добавлять: "но не моя, а Твоя, да будет, Господи, воля ", или: "имиже веси судьбами(т.е. теми путями, которые Ты Сам, Господи, знаешь) спаси мя, Владыко Человеколюбче ".
Относительно непрестанной "умной" молитвы существует большое количество святоотеческой литературы, на основе "Иису-совой" молитвы существует целое направление духовного подвига.
Для начинающих свою молитвенную жизнь, можно порекомен-довать совершение непрестанной молитвы следующим образом: везде, где бы вы ни находились: в дороге, на работе, дома, если ваш ум не занят какой-либо необходимой трудовой деятельно-стью, произносите "про себя" слова "Иисусовой" молитвы: "Гос-поди, Иисусе Христе, Сыне Божий! Помилуй мя грешного(или грешную)".
Причём произносить эту молитву нужно не механически, а внимательно и неторопливо, делая акцент на слове "помилуй", ибо в это ёмкое слово вмещается и "прости мои грехи", и "укрепи в добродетели", и "защити от вского зла", и "даруй мне Твою Милость".
Если вы приучите себя к постоянному совершению "Иисусовой" молитвы, то эта молитва будет вам защитой от нечистых помы-слов, оградит вас от многих искушений, стяжает вам спасительную Благодать Святого Духа.
Итак, для того, чтобы во всей полноте иметь молитвенное об-щение с Богом, необходимо: посещая храм, участвовать в общей церковной молитве, совершать по "Молитвослову" утреннее и ве-чернее молитвенне правило, своими словами обращаться к Богу в "творческой" молитве и приучать свою душу к непрестанному об-щению с Богом посредством "умной" "Иисусовой" молитвы.
Кроме молитвы, и в помощь ей, христианин обязан соблюдать установленные Церковью Посты.

Hosted by uCoz