Жизнь христианина в миру
ВОПРОС: Как православный
христианин должен жить в миру, общаться с другими людьми в семье,
на работе, в быту?
ОТВЕТ: Церковная
жизнь православного христианина не конча-ется за стенами храма.
Большую часть нашей
жизни мы проводим в миру, общаясь с такими же, как мы сами, несовершенными
и страдающими от сво-его несовершенства людьми.
Поэтому очень важно,
чтобы мы не теряли от этого общения полученную в храме Благодать,
но, напротив, преумножали Её победами над воинствующим против нас
в этом мире Злом.
Церковь учит нас,
как вести эту невидимую битву, как отражать нападения диавола, как
укрепляться в Духе, как возрастать и со-вершенствоваться в добродетели,
Она же предоставляет нам и це-лительные средства для излечения душевных
ран, полученных от врага в этой битве.
Церковь именует христианина
"воином Христовым".
Опытный воин прекрасно
понимает, что от степени его подготовки зависит не только победа,
но и сама его жизнь, и потому старательно поддерживает свою боеспособность,
уделяя немалое время на постоянную тренировку.
Также и христианин
не должен позволять себе расслабляться и ослабевать на пути духовного
совершенствования.
Оттого что вы не
будете бороться с диаволом, он не пере-станет нападать на вас, но,
напротив, использует ваше послабление, чтобы ввести вас в грех и разграбить
собранные вами плоды вашей духовной работы.
Нужно помнить, что
с того момента, как вы встали на путь Спасения, на вас ополчается
злобный противник, исполненый ненавистью ко всему святому, обладающий
огромной силой и многотысячелетним опытом погубления человеческих
душ.
Только человек, полагающийся
не на свои слабые силы, но пре-дающий себя в руки Божьи и вооружаемый
Церковью оружием Благодати, имеет надежду выйти из этой битвы победителем.
Благодатью Святого
Духа и смирением христианина сокрушается вся сила Сатаны.
Итак, выходя за стены
храма в мир, приготовьтесь к борьбе с тремя главными врагами христианина:
миром, плотью и диаволом.
Мир ополчается против
нас своими искушениями: богатством и суетной славой, общением с людьми,
чуждыми Духу Христову, политическими страстями и материальными заботами,
страхами стать жертвой преступления и военными угрозами, пропагандой
разврата и многими другими.
Плоть наша восстаёт
на нас чревоугодием и блудной похотью, стремлением к телесному комфорту
и наслаждениям, болезнями и ленью, всячески стремясь доказать своё
превосходство над духом, заставляя человека все силы души употреблять
на удовлетворение плотских потребностей.
Диавол же, используя
все средства своих соратников мира и плоти, атакует нас помыслами,
соблазнами и искушениями, ис-пользуя для этого все органы чувств человека:
зрение - поражая его видами чужого богатства, похотливыми фильмами
и изображе-ниями; слух - услаждая его льстивыми речами, отупляющей
созна-ние музыкой и растлевающим душу сквернословием; обоняние - изысками
кулинарных и косметических запахов; вкус - приучая его к сластолюбию
и алкоголю; осязание - всей гаммой плотских ощущений: от удобной одежды
до блудных прикосновений.
Главный же объект
диавольких нападений - наш несовершен-ный, омрачённый безбожием человеческий
разум.
Диавол поражает его
помыслами гордыни, возбуждает в нём уводящие от реальной жизни мечтания,
приучает его полагаться не на Всеведущего и Всемогущего Бога, но на
свои слабые силы, под-талкивает к самокопанию и бесплодной пытливости
в вещах вто-ростепенных, уводит с пути познания Бога в дебри оккультных
еретических учений.
Сознание человека,
не просвещённого Истиной Евангелия, не преображённое Благодатью Святого
Духа, становится союзником диавола в деле погубления человеческой
души.
Поэтому очень важно,
чтобы христианин учился реализовать знания, получаемые через чтение
Священного Писания и духовных книг, через проповеди священников, знания,
подкреплённые соб-ственным опытом молитвенного общения с Богом, в
свою повседневную жизнь в миру.
Нужно учиться видеть
окружающий мир глазами ученика Христова, соотносить свои мысли и поступки
с Божьими Заповедями, в своих взаимоотношениях с близкими и чужими
людьми руководствоваться главной Заповедью Любви, учащей нас не делать
другим того, чего мы бы не хотели, чтобы делали нам.
Апостол Павел, в
Послании к жителям Коринфа пишет:
" Если я говорю
языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь
звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все
тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять,
а не имею любви,- то я ничто. И если я раздам всё имение моё и отдам
тело моё на со-жжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы.
Любовь долготерпит,
милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится,
не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается , не мыслит зла,
не радуется не-правде, радуется же о истине; все покрывает, всему
верит, всего надеется, всё переносит. Любовь
никогда не перестаёт, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут,
и знание упразднится.
... теперь пребывают
сии три: вера, надежда, любовь; но лю-бовь из них больше ". (Выделено
автором) (1Коринф.13.1-9.13.)
Из этих слов Апостола
видно, что, не имея Любви, невозможно спасти душу и достичь Небесного
Царства.
Однако сама по себе
Любовь не вселяется в душу человека, если он сам не прилагает усилий
для приобретения Её.
Свойства Любви, перечисленные
Апостолом, то есть: долготер-пение, милосердие, отсутствие гордости
и зависти и прочие, они же есть и путь обретения Любви.
Если мы в общении
с другими людьми приучаем себя проявлять терпение, милосердие, побеждаем
в себе зависть и раздражение, то мы идём этим путём, и Любовь постепенно
наполняет наше сердце, одновременно вытесняя из него всё нечистое
и укрепляя в добродетельной жизни.
Поэтому мир для христианина
есть не досадное препятствие на пути к совершенству души, но место
и средство обретения этого совершенства.
Посмотрите на спортсменов
- сколько времени и сил тратят они на изнурительные тренировки в спортивном
зале, чтобы на крат-кий миг, стоя на пьедестале почёта, получить мимолётную
человеческую славу.
Во сколько же раз
усердней должны мы, христиане, трудиться над совершенствованием своей
души, чтобы получить от Господа вечную славу в Царствии Его.
И если спортсмены
специально создают и усиливают себе трудности на тренировках, отрабатывая
преодолением этих труд-ностей своё мастерство, то нам нет нужды искусственно
усиливать свои искушения, мир в достаточной мере доставляет их нам.
Нужно лишь, уповая
на Бога и призывая Его Всесильную по-мощь, всеми силами стараться
преодолевать встающие перед нами искушения в соответствии с Его Божественными
Заповедями.
Каждый день, каждый
час, а то и каждую минуту перед нами возникают ситуации, в которых
мы можем проявить как лучшие христианские качества, так и слабость
своей греховной природы.
Проснулись утром;
Ангел-хранитель шепчет:"встань на молит-ву", а разнеженная
плоть в рабстве у лени, и диавол успокаивает помыслом:"да полежи
ещё, да успеешь ты помолиться, а не успеешь - ничего страшного, Бог
милостив - простит ".
И вот, пока мы выбираем,
кого из них послушаться, время проходит, пора бежать на работу или
учёбу, и мы выскакиваем из дома не помолившись, недовольные сами собой,
потеряв данную Богом возможность испросить себе на весь грядущий день
Его благословение.
Мы выходим из дома, нас толкает спешащий прохожий и мы кричим ему
вслед (или бурчим себе "под нос"): "смотреть надо,
куда идёшь, кретин!", и опять, вместо награды за терпение, получа-ем
осуждение за грех гнева и злословия.
В транспорте, на
работе, в семье перед нами постоянно возни-кают ситуации, когда мы
можем либо заработать, либо потерять главное сокровище христианина
- Благодать Святого Духа.
И от нас, от нашей
собранности или расслабленности зависит, заработаем мы Её или же потеряем.
Итак, для того, чтобы
наша жизнь в миру не разрушала наше единение с Богом, но способствовала
его укреплению, необходимо научиться постоянно поддерживать свою душу
в состоянии духов-ной активности.
Для того, чтобы помочь
христианину, находясь в миру, совер-шать дело своего Спасения, Церковь
подаёт ему свои средства, созданные на основании всего двухтысячелетнего
опыта практи-ческой духовной жизни.
Главные из этих средств
- молитва и пост.