Воцерковление

Книги

Жизнь христианина в миру


ВОПРОС: Как православный христианин должен жить в миру, общаться с другими людьми в семье, на работе, в быту?
ОТВЕТ: Церковная жизнь православного христианина не конча-ется за стенами храма.
Большую часть нашей жизни мы проводим в миру, общаясь с такими же, как мы сами, несовершенными и страдающими от сво-его несовершенства людьми.
Поэтому очень важно, чтобы мы не теряли от этого общения полученную в храме Благодать, но, напротив, преумножали Её победами над воинствующим против нас в этом мире Злом.
Церковь учит нас, как вести эту невидимую битву, как отражать нападения диавола, как укрепляться в Духе, как возрастать и со-вершенствоваться в добродетели, Она же предоставляет нам и це-лительные средства для излечения душевных ран, полученных от врага в этой битве.
Церковь именует христианина "воином Христовым".
Опытный воин прекрасно понимает, что от степени его подготовки зависит не только победа, но и сама его жизнь, и потому старательно поддерживает свою боеспособность, уделяя немалое время на постоянную тренировку.
Также и христианин не должен позволять себе расслабляться и ослабевать на пути духовного совершенствования.
Оттого что вы не будете бороться с диаволом, он не пере-станет нападать на вас, но, напротив, использует ваше послабление, чтобы ввести вас в грех и разграбить собранные вами плоды вашей духовной работы.
Нужно помнить, что с того момента, как вы встали на путь Спасения, на вас ополчается злобный противник, исполненый ненавистью ко всему святому, обладающий огромной силой и многотысячелетним опытом погубления человеческих душ.
Только человек, полагающийся не на свои слабые силы, но пре-дающий себя в руки Божьи и вооружаемый Церковью оружием Благодати, имеет надежду выйти из этой битвы победителем.
Благодатью Святого Духа и смирением христианина сокрушается вся сила Сатаны.
Итак, выходя за стены храма в мир, приготовьтесь к борьбе с тремя главными врагами христианина: миром, плотью и диаволом.
Мир ополчается против нас своими искушениями: богатством и суетной славой, общением с людьми, чуждыми Духу Христову, политическими страстями и материальными заботами, страхами стать жертвой преступления и военными угрозами, пропагандой разврата и многими другими.
Плоть наша восстаёт на нас чревоугодием и блудной похотью, стремлением к телесному комфорту и наслаждениям, болезнями и ленью, всячески стремясь доказать своё превосходство над духом, заставляя человека все силы души употреблять на удовлетворение плотских потребностей.
Диавол же, используя все средства своих соратников мира и плоти, атакует нас помыслами, соблазнами и искушениями, ис-пользуя для этого все органы чувств человека: зрение - поражая его видами чужого богатства, похотливыми фильмами и изображе-ниями; слух - услаждая его льстивыми речами, отупляющей созна-ние музыкой и растлевающим душу сквернословием; обоняние - изысками кулинарных и косметических запахов; вкус - приучая его к сластолюбию и алкоголю; осязание - всей гаммой плотских ощущений: от удобной одежды до блудных прикосновений.
Главный же объект диавольких нападений - наш несовершен-ный, омрачённый безбожием человеческий разум.
Диавол поражает его помыслами гордыни, возбуждает в нём уводящие от реальной жизни мечтания, приучает его полагаться не на Всеведущего и Всемогущего Бога, но на свои слабые силы, под-талкивает к самокопанию и бесплодной пытливости в вещах вто-ростепенных, уводит с пути познания Бога в дебри оккультных еретических учений.
Сознание человека, не просвещённого Истиной Евангелия, не преображённое Благодатью Святого Духа, становится союзником диавола в деле погубления человеческой души.
Поэтому очень важно, чтобы христианин учился реализовать знания, получаемые через чтение Священного Писания и духовных книг, через проповеди священников, знания, подкреплённые соб-ственным опытом молитвенного общения с Богом, в свою повседневную жизнь в миру.
Нужно учиться видеть окружающий мир глазами ученика Христова, соотносить свои мысли и поступки с Божьими Заповедями, в своих взаимоотношениях с близкими и чужими людьми руководствоваться главной Заповедью Любви, учащей нас не делать другим того, чего мы бы не хотели, чтобы делали нам.
Апостол Павел, в Послании к жителям Коринфа пишет:
" Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви,- то я ничто. И если я раздам всё имение моё и отдам тело моё на со-жжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы.
Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается , не мыслит зла, не радуется не-правде, радуется же о истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит. Любовь никогда не перестаёт, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится.
... теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но лю-бовь из них больше ". (Выделено автором) (1Коринф.13.1-9.13.)
Из этих слов Апостола видно, что, не имея Любви, невозможно спасти душу и достичь Небесного Царства.
Однако сама по себе Любовь не вселяется в душу человека, если он сам не прилагает усилий для приобретения Её.
Свойства Любви, перечисленные Апостолом, то есть: долготер-пение, милосердие, отсутствие гордости и зависти и прочие, они же есть и путь обретения Любви.
Если мы в общении с другими людьми приучаем себя проявлять терпение, милосердие, побеждаем в себе зависть и раздражение, то мы идём этим путём, и Любовь постепенно наполняет наше сердце, одновременно вытесняя из него всё нечистое и укрепляя в добродетельной жизни.
Поэтому мир для христианина есть не досадное препятствие на пути к совершенству души, но место и средство обретения этого совершенства.
Посмотрите на спортсменов - сколько времени и сил тратят они на изнурительные тренировки в спортивном зале, чтобы на крат-кий миг, стоя на пьедестале почёта, получить мимолётную человеческую славу.
Во сколько же раз усердней должны мы, христиане, трудиться над совершенствованием своей души, чтобы получить от Господа вечную славу в Царствии Его.
И если спортсмены специально создают и усиливают себе трудности на тренировках, отрабатывая преодолением этих труд-ностей своё мастерство, то нам нет нужды искусственно усиливать свои искушения, мир в достаточной мере доставляет их нам.
Нужно лишь, уповая на Бога и призывая Его Всесильную по-мощь, всеми силами стараться преодолевать встающие перед нами искушения в соответствии с Его Божественными Заповедями.
Каждый день, каждый час, а то и каждую минуту перед нами возникают ситуации, в которых мы можем проявить как лучшие христианские качества, так и слабость своей греховной природы.
Проснулись утром; Ангел-хранитель шепчет:"встань на молит-ву", а разнеженная плоть в рабстве у лени, и диавол успокаивает помыслом:"да полежи ещё, да успеешь ты помолиться, а не успеешь - ничего страшного, Бог милостив - простит ".
И вот, пока мы выбираем, кого из них послушаться, время проходит, пора бежать на работу или учёбу, и мы выскакиваем из дома не помолившись, недовольные сами собой, потеряв данную Богом возможность испросить себе на весь грядущий день Его благословение.
Мы выходим из дома, нас толкает спешащий прохожий и мы кричим ему вслед (или бурчим себе "под нос"): "смотреть надо, куда идёшь, кретин!", и опять, вместо награды за терпение, получа-ем осуждение за грех гнева и злословия.
В транспорте, на работе, в семье перед нами постоянно возни-кают ситуации, когда мы можем либо заработать, либо потерять главное сокровище христианина - Благодать Святого Духа.
И от нас, от нашей собранности или расслабленности зависит, заработаем мы Её или же потеряем.
Итак, для того, чтобы наша жизнь в миру не разрушала наше единение с Богом, но способствовала его укреплению, необходимо научиться постоянно поддерживать свою душу в состоянии духов-ной активности.
Для того, чтобы помочь христианину, находясь в миру, совер-шать дело своего Спасения, Церковь подаёт ему свои средства, созданные на основании всего двухтысячелетнего опыта практи-ческой духовной жизни.
Главные из этих средств - молитва и пост.

Hosted by uCoz